Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в МБДОУ

Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в
МБДОУ «Детский сад № 16»
В условиях новых социальных преобразований в России образование
становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и
культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в
«Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся
мобильностью…
способные
к
сотрудничеству…обладающие
чувством
ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного
образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение
принципиально
нового
документа
–
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который
базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту
воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого
ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого
потенциала, достижению образовательных Ориентиров, познавательных мотивов,
обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего
развития.
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?
Деятельность- система действий человека, направленная на достижение
определенной цели ( на результат).
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом
деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач
разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную,
коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как
личность (Л.Г. Петерсон)
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательнообразовательного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то
есть область потенциальных возможностей.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей
познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному
процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными
участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания
и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в
готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся
для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах
обучения.
Какова цель системо-деятельностного подхода?
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательнообразовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта

жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он
предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);
- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать
запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и
высадить их на лесной полянке);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них
рассказать друзьям, родителям и т.д.
При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.
Принципы реализации системно-деятельностного подхода
1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок –
участник образовательных отношений – способен планировать действия,
выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и
поступки.
2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в
формировании личности ребенка.
Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами ( катиться- не катиться,
звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры
дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают
возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если
в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.д.).
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней
совместной деятельности детей и взрослых.
Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например,
выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные
пузыри только круглой формы и т.п.).
4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности
предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь
применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не
выдержал испытаний водой, ветром, значит он непрочный; лесные цветы исчезают и
занесены в красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не
рвали).
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того
или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например он
отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому,
что так скал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят мамеутке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.
6. Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов
рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми
этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто
приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем
мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться
в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему», «Что нам надо
сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней
игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно
было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства
видов деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то
помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социальнокоммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и
микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания
товарищей и т.д.).
8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами
деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить
деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно
отправиться к Снежной Королеве») находиться рядом, а не «над детьми».
9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в
целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении,
переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им
вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной
Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к
зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина
замечательно выполнила трудное задание»).
Структура образовательной деятельности на основе системнодеятельностного подхода
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет
определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает
создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог
использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной
возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается
аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое (Красная
книга. энциклопедия, игра, игрушка).
2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системодеятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели,
мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была
навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой
ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая
активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик
любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там
нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме?
А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на
праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем
помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
3. Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с
помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из
проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать,
куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я
познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно
не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их
личный опыт.
4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности
на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал,
разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми
проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы,
животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники
выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения
проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы»,
«Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте
птичьи гнезда».
Также данный этап предусматривает:
- Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например:
«Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать
нельзя»);
- Возможность применения «нового» знания повседневной жизни (например: «чтобы
Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы
расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится
к природе»);
- Самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы
справились с проблемой Лунтика?»).
5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
- Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это?
Зачем»);
- Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то,
что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
- Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику? Что
вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
- Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У
вас все получилось?»);
- Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что
именно? Как вы думаете, почему?»).
Системно-деятельностный
подход
к
организации
воспитательнообразовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия
взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны
обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые
развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игрыпутешествия,
игры-эксперименты,
творческие
игры,
познавательноисследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская
деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурнодосуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках
системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты
дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог дополнительного образования.
Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так
как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе.
Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а
педагогу отводиться роль организатора и координатора этого процесса. Трудно
недооценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и
развития личности ребенка. Здесь важно все, и отказ от авторитарного стиля общения

в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к
саморазвитию, и его профессиональная компетентность.
- Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при
создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностноориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для
диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности,
учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и
стимулируется процесс самопознания и саморазвития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».