Консультация для родителей «Приобщение детей к народному творчеству»
02.06.2021
В последнее время отмечается рост интереса общества к
осмыслению, возрождению народной культуры.
Многие ученые рассматривали проблему приобщение новых
поколений к национальной культуре. Каждый народ хранит исторически сложившиеся
воспитательные традиции и особенности, стремится перенести их в будущее.
Из глубины
веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление
и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению
житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками. Сила народной
педагогики, народных традиций в человечном, добром, гуманном подходе к личности
воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого
отношения к окружающим. Именно «облагораживание» человеческой души и
утверждалось в народной педагогике.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно
значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для
раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
Для этого используют разных методы и средства активизации целенаправленной
деятельности художественно - эстетического воспитания детей, которые развивают
творческие способности детей, культурно - эстетические и этические качества его
личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка знакомят с культурой, общечеловеческими ценностями,
закладывают в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы
самосознания и индивидуальности.
Слово «традиция» означает исторически
сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила
поведения.
Традиция
охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности),
процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают
определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи,
обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции — одна из составленных
частей культурного наследия русского народа. В качестве основных средств
воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры:
фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают
содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы,
понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают
мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают
историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им
раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь,
труд и отдых.
Игра всегда
была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций,
обладающим великой воспитательной силой. Народные игры ярко отражают образ
жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться,
отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и
стремлением к победе.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания
разговорных текстов.
Дети любят
веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
- Заяц
белый, куда бегал?
- В лес
зеленый.
- Что там
делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под
колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка
важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из
критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять
инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей
жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая
народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях
русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой
одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой
силой воздействия на человека и природу.
Пчелы гудят-
В поле
летят.
С поля идут-
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев
и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще
большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня,
музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые
песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их
действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна, весна
красная!
Приди весна
с радостью,
С радостью,
с радостью,
С великою
милостью:
Со льном
высоким,
С корнем
глубоким,
С хлебами
обильными!
С первых
дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни,
потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.
Люли-люли-люленьки,
Где вы, где
вы гуленьки?
Прилетайте
на кровать,
Начинайте
ворковать
Люли-люли-люленьки,
Прилетели
гуленьки,
Сели в
изголовьице…
Спи-ка на
здоровьице!
Стали гули
ворковать
Стал Ванюша
засыпать.
А сколько детских сказок, былин, загадок,
скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в
течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала
педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг
для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно
входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве
правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и
усиливает воспитательное значение.
Важная особенность сказок - образность. В герое обычно
весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие,
остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность
добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.
Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это
замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или
явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить
догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство
окружающего мира.
Два убегают,
два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не ездок, а
со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Задачу по
развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить
трудные словосочетания – выполняют скороговорки.
На горе, на
пригорке
Жили
тридцать три Егорки.
Из-за леса,
из-за гор
Едет к ним
еще Егор.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не
отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в
них много материала практического характера: житейские советы, трудовое
воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в
нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а
телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и
поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина
- мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути
человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека
красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на
добрые дела»
Песни,
танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.
Каждый
народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть
возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений,
обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.
Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных
зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники,
обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею,
например Святки, праздник Ивана Купалы.
Праздничный день начинался с торжественной службы в
церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей,
балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой
любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол,
Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они
чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата
невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители
народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные
традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.06.2021
Дата обновления: 02.06.2021
Дата публикации: 02.06.2021