Знакомство детей с миром искусства в МБДОУ «Детский сад № 16»
09.11.2022
Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое,
так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В
дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.
Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в
повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на
занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства
используются в оформлении дошкольного учреждения.
Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей
знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, обьектами,
раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их
произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы
действительности.
Третье направление- искусство используется в разных видах художественной
деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства
являются эталонами прекрасного.
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая
включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение
специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор
иллюстративного материала (репродукции, фото изделия народных мастеров и т.
д.).
Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и в
дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как
детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим
ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем — в
доступной форме — рассказать детям о том, что такое портрет, картина,
натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон, композитор, архитектор, художник,
поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т. п. Детей необходимо
спросить, бывали ли они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить
круг их интересов; определить, что они хотели бы узнать, где побывать. Этот
этап работы можно провести в форме (беседы с ребенком или группой детей,
задавая им вопросы: «Любите ли Вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете?
Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы
кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается
со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период
в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с
окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути,
подготовительный этап ознакомления с искусством.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о
цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится
отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с нею,
рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее
изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем
вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной
игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки,
богородская игрушка), дают малышам возможность действовать с ними
(рассматривать, разбирать, складывать).
В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных
украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада
можно показывать кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для
показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли
как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу можно
привлекать самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную
помощь.
В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей
подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить
малышей к посещению выставок, музеев, театров.
В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских
работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха»,
«Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по
ознакомлению с искусством (в них могут быть задействованы разные виды
искусства, средства выразительности, раскрывающие заданную тему). Кроме того, в
группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянно будут
находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети
знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная
среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности
детей с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается
воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное
воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т. д. дети
стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т. д. Взрослый
должен умело руководить их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать
его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.
п., провести занятие с целью обогащения знаний детей в той или иной
художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей
(допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).
Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с
раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное развитие
детей дошкольного возраста.
Задачи художественного воспитания — развитие художественного восприятия,
чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным
знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства;
развитие творческих способностей детей в разных видах художественного
творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения
в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки,
песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными
музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным
костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором
расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и в регионе.
Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и
подготовительной к школе группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка
(филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская) народные игрушки-забавы
(пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также
народные детские песенки, песенки потешки, хороводы, народные игры и т. д.
На
занятиях следует использовать все виды народного искусства: ' обыгрывать
рассказы о родной природе, животных; показывать предметы народного быта,
рассматривать народный костюм. Во время лепки или плетения можно предложить
детям петь народные песни; необходимо также активно использовать народные игры.
На занятии по ознакомлению с народным искусством, во второй его части —
после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться
продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм
(сарафан, рубашка) в соответствии с особенностями какого-либо промысла (гжель,
хохлома, городец), регионального искусства; можно изготовить подарки родным,
друзьям и расписать их.
В старшей и подготовительной к школе группах детям читают проведения
зарубежных авторов, поэтому целесообразно познакомить их с обычаями, культурой
разных народов; вместе с тем формирование основ художественно-эстетической
культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа:
его традициями, бытом, костюмом. Это направление работы занимает значительное
место в старшей и подготовительной к школе группах: дети участвуют в
фольклорных праздниках, учатся играть на народных инструментах, осваивают
народные танцы и пляски.
Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно
переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и
развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Эта работа
должна опираться на знания и умения детей, полученные ими в процессе знакомства
с природой, окружающей действительностью, художественной литературой и т. д.,
потому что любой творец так или иначе создает в своих произведениях образы
действительности.
Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов:
литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает их живой интерес,
развивает их чувства, эмоции.
На занятиях воспитатель вместе с детьми рассматривает произведения
живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаши, краски) и
выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для
рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реалистической
манере. Их можно объединить по темам: «Дерево», «Роща», «Осень», «Зима» и т. п.
Чтобы сделать процесс восприятия более ярким и эмоциональным, его надо
сопровождать чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием
отрывков из музыкальных произведений.
По каждому виду искусства необходимо провести несколько мини-занятий,
занятий-ситуаций. Детей постепенно подводят к выводу: одно и то же явление
может быть по-разному изображено разными авторами и в разных видах искусства.
С этой целью и проводятся интегрированные занятия по разным темам (например,
«Елка», «Осень», «Весна», «Цветы» и т.д.) с использованием произведений разных
видов искусства (литература, музыка, живопись). Цель этих занятий — показать,
что каждый вид искусства имеет свои средства передачи (слово, звук, цвет и
пространство).
Чем старше дети, тем более подробно следует анализировать произведения
искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками, учить сравнивать
произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.
Детей знакомят с книжной графикой, с художниками-иллюстраторами, постепенно
углубляя их знания о книге, о библиотеке. Важно, чтобы дети знали не только
художников-классиков (И. Билибин, В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев и др.),
но и современных художников (В. Зотов, П. Митурич, Л. Токмаков и др.).
Естественно, не следует забывать о региональных художниках, музыкантах,
мастерах народного искусства.
Дошкольников следует знакомить с различными творческими профессиями:
архитектор, композитор, актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т. д. Эту
работу строят таким образом: детям рассказывают об особенностях профессии,
дают ее название (например, архитектор), объясняют основные функции (создает
проекты зданий, мостов), называют действие (чертит, рассчитывает), показывают
предметы, которые помогают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т.д.).
Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных
инструментов, карандаша, красок и т.п., подчеркнуть значимость всех творческих
профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие,
развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие
чувства. Созданные художниками, музыкантами, писателями и т. д. произведения
нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.
Воспитатель подводит детей к пониманию назначения библиотеки музея, театра,
знакомит с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно
с семьей.
Так, работа по теме «Кукольный театр» осуществляется следую образом.
• Показ кукольного театра в группе (при свете и в
полутьме).
• Рассматривание атрибутов кукольного театра.
• Беседа о кукольном театре, рассказ о правилах поведения
в театре
• Драматизация сказок.
• Чтение детям произведения А. Толстого «Золотой ключик,
или
Приключения Буратино».
• Посещение театра.
• Обсуждение с детьми спектакля.
• Рисование на тему спектакля.
Перед посещением выставки желательно организовать какую-либо выставку в
дошкольном учреждении и провести экскурсию, назвать ее тему, предложить детям
рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней представлены, кто их
автор и т. п.
К первому посещению музея детей необходимо готовить. Целесообразно, но
провести его после того, как дети побывают в театре, или на выставку или в
цирке. Это позволит воспитателю более четко определить назначение музея,
объяснить правила поведения в нем, подчеркнуть роль экскурсовода.
У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных видах
искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и .литературу;
знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о театре
(драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка, движение,
жест), кино- и мультфильмах (посещение кинотеатра).
Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобшение детей
к народному и профессиональному искусству, к профессиям к учреждениям культуры
(музей, театр, цирк, выставка).
Можно проводить специальные занятия по ознакомлению с искусством,
включать эту работу в занятия по изобразительной и музыкальной деятельности,
знакомству с литературой и развитию речи. Доступные; детям сведения об
искусстве обязательно должны закрепляться в мини-ситуациях, играх и
самостоятельной творческой деятельности как на занятиях, так и вне их.
Можно познакомить детей с понятиями «шедевр», «памятник культуры»,
расширить их познания в архитектуре, познакомить со спецификой храмовой
архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер; ландшафт),
рассказать о работе дизайнера.
Особый интерес у детей вызывает художественная фотография; в школьном
учреждении целесообразно устраивать выставки фотографий» «Мой друг», «Я в
детском саду» и т. д.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей искусства. В
дидактических играх закрепляют знания о поэтах и писателях, художниках,
композиторах («Узнай по узору», «Кому это нужно», «Угадай и назови», «Чудесный
домик» и т. п.). Например, игру «Чудесный домик» организуют так: изготовляют
домик с четырьмя окошками. Сзади делают вставки с изображением предметов,
игрушек, героев произведений — так, чтобы они были видны в окошко. Ребенку
нужно назвать, кто (что) изображен в каждом окошке, а затем выполнить задание:
спеть песенку.
Сегодня дети приходят в детский сад в 3,5 и даже в 6 лет. Это необходимо
предусматривать в работе: объем знаний, полученных в младших и средней группах,
должен быть обобщен и повторен в старшей группе.
Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Прежде
всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более. В занятие
обязательно включается беседа (а не лекция), то есть рассказ воспитателя должен
сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ должен
иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т. п., специально
подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала облегчаются, если на
занятии используются художественная литература и музыка.
Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы.
• Общее
знакомство с видом искусства (что такое музыка, литература, архитектура и
т.д.; показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми;
выделение основного средства выразительности, например, звука, слова, движения,
цвета).
• Рассказ об истории
возникновения того или иного вида искусства (о его выдающихся представителях, о
творческих профессиях).
• Рассказ о материалах
и предметах, использующихся для создания образа, их показ (выделение средств
выразительности).
• Показ
произведений данного вида искусства (формирование представления о том, что у
каждого из них есть автор, название; показ отличительных особенностей данного
произведения).
• Знакомство с
произведениями разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства
(сравнение средств выразительности, используемых разными авторами; показ
многообразия изображений предмета или явления в данном виде искусства,
концентрация внимания на сходстве и различии произведений).
• Сравнение
разных произведений искусства, выделение особенностей изображения предметов и
явлений в разных видах искусства.
• Подведение
детей к выделению произведений искусства в окружающем мире; объяснение необходимости
их сохранения (библиотека, музей, театр) и бережного отношения к ним.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и
жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных
видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей
учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также произведения
разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство»
как отражения окружающего мира в художественных образах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 09.11.2022