Изобразительное творчество в МБДОУ «Детский сад № 16» Изобразительное творчество дошкольников и особенности его развития
09.11.2022
Ученые,
педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно
и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат
творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Для
изобразительного творчества дошкольника характерно:
- создание
художественного образа;
- использование
цвета, колорита как выразительного средства;
- композиционное
построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);
- оригинальность;
- изобразительная
грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка,
формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно
достоверному изображению.
Творческая
деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет
этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает,
развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго
этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают.
Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие
выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию;
разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и
т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка,
аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои
знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности
все эти этапы сокращены во времени.
Л.А. Парамонова выделяет
следующие особенности детского творчества :
- дети
делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный
продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная
особенность детского творчества;
- процесс
создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное
значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной
включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения,
получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от
достижения конечного результата - это вторая особенность детского
творчества;
- ребенок с
легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную
деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной,
увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам -
это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых
ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.
Как
показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой
и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми
способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной
технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).
Творчество
детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый,
оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а
для окружающих - новое о себе.
Чтобы
педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их
творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:
- -
отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
- - качество
способов творческих действий;
- - качество
продукции детского художественного творчества.
Изобразительная
деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях,
которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь,
чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого
ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры,
театрально - игровой, изобразительной.
Воспитанию
интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей
способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» известен
в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных
компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового
при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении
знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в
незнакомой ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать,
сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы
заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а
с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует
среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим
действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве
с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем
дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий
усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания
должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.
Творческие
задания в рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина
предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов,
которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают
способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры,
жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап -
нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи
целостной картины.
Содержание,
характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй
соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как
к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Последовательное
усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию
образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы.
Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 09.11.2022