«Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ»
09.11.2022
Экспериментирование – это один из видов познавательной
деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается
исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более
прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество
ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
как и почему.
Цель: развитие свободной творческой личности
ребенка.
Задачи:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе
экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной
деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность
Если для развития познавательно исследовательских
способностей детей дошкольников использовать опыт-эксперимент, то формирование
этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
В детском саду экспериментирование может быть организовано
в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная
деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество
ребенка.
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В
дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года
практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под
наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность
ребенка.
Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе
должен быть «Уголок экспериментирования».
В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты
для опытов - природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена,
почва разных видов и тому подобное:
-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная,
копировальная и тому подобное
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски
и тому подобное
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами,
колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука,
соль, сахар и тому подобное; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки
Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше
дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно
запомнить, что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает
и запоминает.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий
потенциал. Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям
реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания Детское
экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением ,
развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний
способствует развитию речи).
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления
такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому
максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что
происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально
подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять
представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким, с
чем бы он возможно не столкнулся в быту.
Опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как
один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается
возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых
ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также
исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою
жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность
к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем,
что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным
особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года –
практически единственным способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно
говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование
предметами».
Работа детей направлена на развитие исследовательской
деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности
дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность,
упорядочить свои представления о мире.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в
неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в
проведении этих исследований, сделать их показными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности,
которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной
деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления,
логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в
природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и
пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой,
тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить
фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится,
почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких
кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и
порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом
узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты
с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив
его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не
размокает.
Так же дети с удовольствием проводят опыты с объектами
неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом.
Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям
поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух
в пакет, дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас
и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю
предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной
поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у
детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте
раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению,
так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны,
а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на
основе партнерства, Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать
гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость,
удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий,
которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой
ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес ребенка к
исследованию открытиям со временем не угас.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого
ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное
ребята всё стараются проделывать сами.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного
интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В
каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к
суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, чтобы при проведении
опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и
активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность
подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к
самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла,
что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое
соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир,
явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку
зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым
перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который
получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления,
которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение
памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации,
обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие
такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и
анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его
самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает
благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих,
социальных чувств.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и
я запомню, дай попробовать и я пойму!»
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску
способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это
делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим,
что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и
находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами
продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают
выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к
самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры
направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки
материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и
познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей
к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною
заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения
ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что
познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет
не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине
погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Требование к экспериментам меняются в зависимости от
характера наблюдений
- случайные подготовки не требует
- запланированные - начинаются с выбора объекта, постановки
задач
Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут
собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить
эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех
детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно
приводить в порядок рабочее место.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 09.11.2022