Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
09.11.2022
Одной из самых актуальных в современной педагогике
была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и
инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,
от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам
деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к
новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо
действиях.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов
дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах
деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что
это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как
инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор
тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные
ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий
для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия
и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского
развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации
со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников.
Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов
самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по –
желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей,
самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,
отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка
ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность,
пытливость ума.
Выделяют четыре
сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива
(включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются
эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива
(включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность
ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и
волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности –
рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению
«сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая
функция речи);
- познавательная инициатива –
любознательность (включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и
родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки детской
инициативы можно порекомендовать педагогам?
- уважать индивидуальные вкусы и
привычки детей;
- выбор оптимального уровня нагрузки
(в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он
справился с заданием);
- поощрение (в процессе
деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание
(правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
- обеспечение благоприятной
атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от
высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
- положительная оценка (как
итогового, так и промежуточного результата);
- проявление внимания к интересам
и потребностям каждого ребенка;
- косвенная (недирективная)
помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
- личностный пример воспитателя
(использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику,
настроение и т. д.);
- отсутствие запрета (на выбор партнера
для действия, игры, роли и т. д.);
- предложение альтернативы
(другого способа, варианта действия);
- создание и своевременное
изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное
оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов
деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
- обеспечение (выбора различных
форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового
материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и
видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
- отмечать и приветствовать даже
самые минимальные успехи детей;
- предоставление детям
возможности активно задавать вопросы.
- не критиковать результаты
деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку
самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно
пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими
помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью
повышения самостоятельности;
- поддерживать интерес ребенка к
тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и
понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми
детьми;
- проводить все режимные моменты
в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и
поторапливания детей;
- обращаться к детям, с просьбой
продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же
результатов сверстников;
- поощрять занятия двигательной,
игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение
любому результату труда ребенка.
- создавать в группе
положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и
теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- поощрять желание создавать что-
либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность
будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то
(маме, бабушке, папе, другу);
- привлекать детей к планированию
жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать
совместные проекты.
Организуя свою образовательную работу в этом
направлении я придерживаюсь следующих принципов:
- Вариативности - предоставление
ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление
права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
- Деятельности - стимулирование
детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым,
в игре и в самостоятельной деятельности.
- Креативности - создание
ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал
через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали,
педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю
различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная
исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования,
интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы,
ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность
взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная
деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы,
моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Активно
использую:
- Продуктивные виды деятельности (конструирование,
рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у детей
формируются такие качества личности, как умственная активность,
любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять
самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе
изобразительных материалов, использовании разнообразных
средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами
творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный
продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену
грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной
изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для
рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала,
схемы мозаик и головоломок.
- Самостоятельная деятельность
детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно
– пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать
каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным
интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется
возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
3) Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в
определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно
планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и
потребностей в различных центрах.
4) Трудовая деятельность
В своей практике я создаю такие условия для трудовой
деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют
друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к
оценке своего труда.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую
технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития
инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь
важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию
детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение
договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую
точку зрения.
6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают
символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй
половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем
они будут заниматься.
7) Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок систематически
включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих
интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и
вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во время проведения таких форм работы с детьми
необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и
инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные
из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё
сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать
недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в
разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или
образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с
семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников:
строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет
вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие
задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость
поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности.
Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы,
плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной
деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям,
педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости
ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда, когда
ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником,
субъектом социальных отношений.
В
результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети
становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень
самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной,
дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные
средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети
умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия,
формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных
ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и
совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что
самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении
всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если
хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость
сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали
царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Библиографический список:
- Алиева
Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания,
деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
- Большой
Энциклопедический словарь. 2000г.
- Бабаева
Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в
школе» СПб.
- Кожевникова
Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
- Короткова
Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А.
Короткова – М.: Академия, 2008.
- Нищева
Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник
статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Образовательная
среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного
возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр
педагогического образования, 2008г.
- Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
[Электронный ресурс]: Режим доступа
www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 09.11.2022