Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №16»

09.11.2022

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №16»

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для обучения в младших классах средней школы. У каждого дошкольника имеется спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт, он может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задания сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, по подгруппам, вся группа). Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. На занятиях необходимо разработать механизмы, которые помогут, обучая детей по правилам, научить их думать не по правилам, снабжая их знаниями, не снижать при этом поле творчества. В процессе работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо придерживаться таких целей, как:

- формирование положительного отношения и интереса к математике; воспитание установки на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ – Я ребёнка представления о себе, как об умном человеке; формирование уверенности в себе, как способном принимать осмысленные решения на основе анализа ситуации;

развитие интеллектуальной активности и инициативности;

развитие воображения, мышления;

- формирование качеств творческой личности;

- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка;

- формирование культуры общения, поведения, чувств;

-обеспечение гуманитарной направленности математического образования, его связь с целостной душевно – духовной жизнью ребёнка и его практическим опытом.

«Математика всегда… остаётся для учеников Трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. А для дошкольников? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Как сделать, чтобы познавая математику, ребёнок мог познать радость при преодолении трудностей?

Используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно- игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений. С помощью таких элементов«мозговой штурм»«выявление противоречий и разрешение противоречий»«метод контрольных вопросов» и т. п., дети учатся наблюдать, анализировать, рассуждать, изучать, делать какие-то умозаключения (зачастую методом проб и ошибок, т. е. пытаются осознать окружающую среду, в том числе математическую действительность. Они учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь недаром народная мудрость гласит«Ум без догадки, гроша не стоит».

Зачастую занятия проводятся на основе использования проблемно – поисковых ситуаций. Выход из неё – поиск нового метода, приёма, средства деятельности. Здесь уместно применять такой метод, как «мозговой штурм» или по -другому её называют «мозговой атакой».

Например, детям было дано задание: достать заветный ключ от ворот Математического Королевства, который находится у Баба – Яги. Как его достать, ведь он висит у неё на шее? А Баба – Яга злая и голодная, оно может съесть любого, кто к ней подойдёт. Что делать?Хочу такой сайт

Ответы были самыми разнымипредлагали накормить Бабу – Ягу чем -нибудь вкусненьким, ведь она голодна, раз собирается всех съесть; предлагалось обхитрить, обмануть. Но, впрочем, почему Баба – Яга, а не бабуличка – Ягуличка? Умыть бабусю, причесать, приодеть: глядишь – совсем не страшная и после хорошего обращения с ней она сама отдаст ключ. Девочки предлагали обменяться с ней бусами. Здесь я была только наблюдателем; дети рассчитывали на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.

С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности.

Также можно в работе использовать много различных математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игра также способствует развитию наблюдательности, вниманию, памяти, мышлению, речи.

На занятиях широко используются задания на сообразительность, задачи – шутки, задачи – ловушки, но не столько для развлечения, а в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, смекалку, внимание, воображение. В процесс обучения включены пословицы, загадки, считалки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения ими различных математических задач, что способствует их речевому развитию.

На занятиях в игровой форме дети становятся более раскрепощёнными, они очень активны, уверены в своих силах, обладают неимоверным запасом фантазии. Все те задания, которые даются детям на занятиях, выполняются ими с большим желанием. Им нравится находить выход из лабиринта, путешествовать в страну «Выдумляндию», перевоплощаться в различных сказочных персонажей, помогать героям решить ту или иную проблему, смоделировав различные варианты своих версий. Возросла мыслительная активность детей на занятиях, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, в снижении утомляемости детейИзменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой, как об интересном, радостном событии в своей жизни.

У старших дошкольников появилось представление о себе, как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту, и это становится основанием для повышения самооценки

Используемая литература:

1. «Весёлая дидактика» А. В. Корзун.

2. «Игры с математическим содержанием» А. А. Смоленцева.

3. «Математика в детском саду» В. П. Новикова.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.11.2022

Дата обновления: 09.11.2022

Дата публикации: 09.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».