ПРОЕКТ «Мамочка любимая моя»
17.11.2022
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного
вида № 16»
ПРОЕКТ
«Мамочка любимая моя»
Составитель: Мешкова Елена Александровна
Шалагинова Светлана Николаевна
г. Дегтярск
2022г
Паспорт проекта «Мамочка,
любимая моя».
Вид проекта: познавательно –
творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1
неделя, приуроченный к празднику «День Матери»
Участники проекта: дети логопедической
группы, воспитатели (Мешкова Е.А., Шалагинова С.Н.), музыкальный руководитель,
родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Мама — первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе. (из к/ф «Мама»)
Мама играет важную роль
в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком и матерью имеет
большое значение для развития личности ребенка.
К сожалению, часто
любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
И, не случайно, среди
многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает
особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.
Праздник «День Матери»
служит напоминанием о необходимости уважительного отношения к труду матери в
семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам,
сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети
получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество,
силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует
полноценную личность.
Данный проект направлен
на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и
родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
Цель проекта: обобщить социальный опыт
ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к
своей маме.
Задачи проектной деятельности:
1. Расширить кругозор детей
о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи,
музыке, художественной литературе.
2. Развивать творческие
способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности.
3. Воспитывать доброе,
заботливое отношение к маме.
4. Создать условия для
социально-нравственного, духовного развития детей в процессе воспитания любви и
взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Обеспечение проектной деятельности:
Программно-методический материал
·
Методическое:
1. От рождения до школы. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.
Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2021 г.
2. Маханева М. Д. Нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера»,
2010 г.
3. Мосалова Л. Л. «Я и мир». Конспекты
занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. –
СПб.: - ООО «Детство - Пресс», 2011 г.
4. Беседы о профессиях с детьми 4-7
лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
·
Материально-техническое:
Оборудование для совместной и
самостоятельной детской деятельности:
·
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин»,
«Больница»
·
Уголки: Уголок ряженья, кукольный уголок (куклы,
одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными
принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные
приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
·
Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для
работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
·
Наглядные пособия: альбом «О мамочке»,
открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Добрые слова о
маме», «Мамины профессии»;
·
Материал для продуктивной и изо деятельности: бумага и альбомы для
рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для
лепки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
·
Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с
песнями и музыкальными композициями о маме, семье и др.;
·
Художественная литература, пословицы и поговорки о
маме (стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Все о ней» А. Барто, «Моя
мама» П. Синявский, «Мама» В. Лунин, «Я маму люблю» Л. Давыдова, «Простое
слово» И. Мазнин, «Улыбка мамы» Т. Шорыгина, «Моя мама» Н. Саконская и др.)
·
Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, саночки,
посуда, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
·
Прочие материалы и оборудование: воздушные шары,
грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование,
магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
• Обогащение знаний детей о роли мамы в их
жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке,
художественной литературе.
• Осознание детьми доброго, заботливого
отношения к маме.
• Осознание детьми о необходимости быть
милосердным и заботиться о людях пожилого возраста.
• Развитие творческих способностей детей в
продуктивной и в музыкальной деятельности.
• Создание условий для
социально-нравственного, духовного развития детей в процессе воспитания любви и
взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Гипотеза проекта: если создать условия
для познавательной и творческой активности детей по теме проекта, то становится
возможным, что у детей повысится социально – нравственный уровень развития,
будет заложена основа духовно – нравственного поведения со взрослыми, особенно
с самым дорогим и близким человеком – мамой.
У родителей
воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, заинтересованность
помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для
познавательной, игровой и творческой деятельности.
Формы реализации проекта:
·
познавательно-игровые занятия
·
прогулки
·
наблюдения
·
чтение художественной литературы
·
совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые,
пальчиковые, хороводные игры)
·
художественная деятельность
·
музыкальная деятельность
·
рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр
мультимедийных презентаций о маме
·
самостоятельная игровая деятельность детей
·
трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Стратегия осуществления
проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках
педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Этапы работы над проектом:
Этап первый:
1. Определение уровня сформированность познавательных процессов,
возможности детей в познании темы проекта.
2. Определение задач.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры образовательной деятельности.
2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.
Этап третий:
1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой
деятельности.
Этап четвёртый:
1. Презентация работы.
·
Выставка стенгазет «Мамочка любимая моя»
·
Выставка детских работ по изодеятельности «Самая красивая мама у меня»
·
Видеоролик «Мамочка любимая моя».
Содержание проектной
деятельности.
Перспективный план работы и основные
направления познавательной и творческой деятельности.
1. Систематически передавать детям в
увлекательной форме разнообразную информацию о маме, о ее роли в жизни детей и
семьи, о ее профессиональной и общественной деятельности, о ее увлечениях.
2. Дать возможность детям свободно
общаться между собой, рассказывая о своей маме педагогам и сверстникам.
3. Создать наглядную опору для
углубленного формирования представлений о маме: тематический альбом «О
мамочке», мультимедийные презентации «Добрые слова о маме», «Мамины профессии»,
подобрать иллюстрации о роли женщины в прошлом и настоящем.
4. Создать сборники с рассказами, стихотворениями, пословицами и
поговорками о маме, семье, альбомы – презентации «Моя любимая мамочка»,
стенгазеты совместно с родителями по теме проекта.
Вид деятельности |
Задачи |
I. Прогулки. Наблюдение (на прогулке): «За молодыми мамами с детьми» |
1. Формировать представление о семейных ценностях, о материнстве, любви,
заботе мамы о детях. 2. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к проявлению чувств материнства. 3. Воспитывать чувства доброты, женственности, уважительного отношения к
материнству. |
II. Игровая деятельность (совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая
деятельность) ·
Игры с природным материалом (на
прогулке): 1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин» 2. Нарисуй на снегу («Подарок маме !») 3. Постройка «Волшебный дом из снега». Сюрприз для мамы 4. Букет для мамы (из осенних листьев собранных заранее с детьми) ·
Игры пальчиковые: 1. «Моя семья» 2. «Дружные пальчики» 3. «Прогулка» 4. «Помощники» 5. «Медвежонок» ·
Игры подвижные: 1. «Кто быстрей?» 2. «Чье звено скорее соберется? 3. «Кто самый меткий?» 4. «Дорожка препятствий» 5. «Лапта» ·
Игры хороводные: 1. «Затейники» 2. «Подарки» 3. «Бабушка Меланья» 5. «Аленький платочек» ·
Игры речевые: 1. Назови ласково. 2. Закончи предложение. 3. Кто больше слов скажет о маме? 4. Где находится твой дом? 5. Только веселые слова. ·
Сюжетно – ролевые игры: 1. «Семья» 2. «Магазин» 3. «Больница» |
1. Закреплять знания о домашних обязанностях (уборка квартиры, поливка
цветов, приготовление пищи, покупка продуктов, предметов быта, одежды и
проч.) 2. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление,
память, фантазию, воображение. 3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению,
эмоциональной отзывчивости. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам. 1. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. 2. Учить производить движения в такт с текстом. 3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть со
взрослым и самостоятельно. 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества
(быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). 3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение
сопереживать, радоваться за друзей. 1. Учить детей играть согласно слов и правил игры. 2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные
эмоции. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. 1. Учить называть качества, признаки и действия близких людей (мамы),
обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера; подбирать
уменьшительно – ласковые слова, антонимы. 2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную и
диалогическую речь. 3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к родным людям. 1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг
другу, принимать на себя второстепенные роли. 2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых. 3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение
общаться вежливо, тактично, дружелюбно. 4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к
сверстникам. |
III. Непосредственно – образовательная деятельность ·
Беседа «Семья и родной дом» |
1. Формировать представление о мире семьи. 2.Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях. 3.Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания,
взаимопомощи. |
·
Беседа – досуг «Моя мама – лучше всех» |
1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме,
стремление заботиться и помогать ей. 2. Учить изображать предмет (цветок), используя технику нетрадиционного
рисования (с помощью ладошки). 3. Развивать творчество, фантазию, воображение. |
·
Беседа «Женщины в прошлом и настоящем» |
1. Дать понятие о «прошлом» и «настоящем». 2. Учить внимательно рассматривать картины и репродукции на мультимедиа,
находить отличия и сходства в поведении, одежде, внешнем виде женщин. 3. Развивать мышление, память, обогащать активный и пассивный словарь
детей. 4. Воспитывать чувство прекрасного, доброго посредством живописи. |
·
Игровое занятие «Если бы я была (был)
мамой» |
1. Формировать представления о домашних и профессиональных обязанностях
мамы. 2. Развивать чувства милосердия, сострадания, нежности, доброты, любви. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, сверстникам. |
·
«Девочки – будущие мамы» |
1. Формировать представление о том, что каждая девочка в будущем станет
мамой. 2. Вызвать желание подражать действиям, словам, чувствам мамы. 3. Прививать чувства доброты, любви, заботы о ближнем. |
IV. Ознакомление с художественной литературой стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Все о ней» А. Барто, «Моя
мама» П. Синявский, «Мама» В. Лунин, «Я маму люблю» Л. Давыдова, «Простое
слово» И. Мазнин, «Улыбка мамы» Т. Шорыгина, «Моя мама» Н. Саконская и др. |
1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о маме,
материнстве, о профессиональной деятельности мамы. 3. Воспитывать доброжелательное, уважительное, заботливое отношение к
маме. |
V. Составление рассказов о маме по сюжетным
картинкам: ·
«Как я помогаю маме» ·
«Мама на работе» ·
«Мама и дети» ·
«У мамы руки золотые» |
1. Учить детей с опорой на наглядность составлять рассказ о маме. 2. Развивать связную речь, грамотно сочетать прилагательные с
существительным, расширять словарный запас детей. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, чувство гордости,
благодарности маме. |
VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со
взрослым, самостоятельная деятельность детей) ·
«Букет для мамы» (аппликация) ·
«Самая красивая мама у меня»
(рисование) ·
Раскрашивание раскрасок ·
Игры – рисование «Цвет маминых глаз,
цвет волос, улыбка мамы, украшения для мамы» ·
Самостоятельная художественная
деятельность детей. |
1. Учить детей изображать образ мамы с помощью акварели, карандашей,
фломастеров. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью разных видов цветной
бумаги и картона. 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами,
мелками. 4. Совершенствовать работу с ножницами, бумагой, клеем. 5. Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к маме, желание
доставить радость маме. |
VII. Музыкальная деятельность ·
Прослушивание музыкальных композиций,
детских песен о маме. |
1. Прививать чувство прекрасного, доброго, нежного отношения к маме. 2. Развивать слуховое восприятие, музыкальность. |
VIII. Трудовая деятельность: - трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд |
1. Совершенствовать умение самостоятельно и быстро одеваться и
раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при
необходимости мокрые вещи. 2. Совершенствовать умение поддерживать порядок в группе и на участке:
вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки, ухаживать за комнатными
растениями. 3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой:
помогать сервировать столы. |
IX. Взаимодействие с родителями: ·
родительские встречи; ·
подборка художественной литературы
(стихотворения, сказки, рассказы и загадки о маме), иллюстраций, картинок,
открыток о маме, семье… ·
изготовление альбомов - презентаций с
фотоматериалом и творческим рассказом «Мамочка любимая моя». ·
папка – передвижка: 1. «Роль отца и матери в воспитании детей», ·
памятки и буклеты: 1. «Искусство быть родителем», 2. «О создании благоприятной атмосферы в семье», 3. «Четыре заповеди мудрого родителя», 4. «Три простых способа открыть ребенку свою любовь» ·
Выставка стенгазет. |
1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и
детьми в ходе проекта. 2. Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3. Оказывать педагогу помощь по организации познавательно – игровой и
творческой деятельности с детьми. 4. Создать праздничный эмоциональный настрой в канун праздника «День
Матери». |
Литература.
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели
в детском саду: Планирование и конспекты. Е.А.Алябьева.– М.: ТЦ Сфера,
2005.
2. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие
речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2010 г. – 143 с., с илл.
3. Козлова, С.А. Дошкольная
педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова / — М.: Академия, 2006. — 416с.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире
[Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.
5. Маркова, В. Нравственное
воспитание в отечественной педагогике [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006.
- №12. - С.104-110.
6. Маханева М. Д. Нравственно –
патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2010.
7. Мельникова, Н. Дошкольный
возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст]:
// Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С.82-85.
8. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты
занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. –
СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
9. От рождения до школы. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Петрова В.И. Этические беседы с детьми
4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: - М.: Мозаика-Синтез,
2007.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2022
Дата обновления: 17.11.2022
Дата публикации: 17.11.2022