Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
30.04.2025
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном
возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми
должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика
любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И,
конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся
явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок
встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул
зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо
полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг
ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить
своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые
шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений
оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес
к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое
ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке
руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые
впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную
необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские
впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать
опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия
взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка,
кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного
режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам,
электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости,
спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует
убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно
так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно
скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на
недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними
различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети
привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры,
опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем
разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к
самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.
Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться
самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на
предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от
спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и
безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к
самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с
пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий
простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных
предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения,
даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно
необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов
и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в
укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт
самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха, но если шок
от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча
прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и
повышает риск гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах,
принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже.
Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог
остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении
огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя
поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни
в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении
позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в
которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как
правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении
находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие
тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок
должен знать, что если он видит
пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону
(для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда
должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице, если нет
проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
- не тушить огонь в квартире самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь или окно,
при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом, а
спускаться по лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня в ванной
комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков
легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению
во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для
профилактики пожарной безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.04.2025
Дата обновления: 30.04.2025
Дата публикации: 30.04.2025