«Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе озвучивания музыкальных видео-фрагментов»

26.06.2025


 

Автор составитель: Лаптева Алёна Александровна.

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 16»

 

Актуальность темы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста обусловлена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация содержания образовательной области Художественно-эстетическое развитие

«Музыкальная деятельность» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, восприятия музыки, реализация творческой деятельности детей в музыкальном развитии. Чувство ритма даёт возможность любому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Без развитого чувства ритма всестороннее развитие ограничено.

Исследования многих педагогов указывают на то, что развитие музыкальных способностей детей необходимо начинать в дошкольном возрасте. Оно способствует не только музыкально-эстетическому становлению ребенка, но оказывает благоприятное влияние на его общее развитие. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются способности, одной из которых является чувство ритма. Исследователи отмечают, что ритм является первоначальным музыкальным представлением ребенка, которое он способен воспроизводить.

О важности и необходимости использования информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения и развития дошкольников писали К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса. Комарова Т. С. в своих работах утверждает, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста необходимо, так как способствует повышению интереса ребенка к обучению, развивает его всесторонне, а также ориентируется на современные требования государства к дошкольному образованию.

Ритм (греч. rhythmos – движение, такт, течение) – универсальное понятие, которое пронизывает всю нашу жизнь. Ритм в звуках природы, в движении поездов, в работе машин. Музыкальное искусство также невозможно представить без ритма, который является одним из главных средств музыкальной выразительности.

Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. Но это заблуждение. Доказано, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Развитое чувство ритма влияет на общее развитие ребенка, способствует развитию его речи, интеллектуальных способностей, эмоциональному саморегулированию.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движения и музыки. Это занятие важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по этой теме, выявлено то, что, несмотря на огромное разнообразие различных практических и методических разработок по развитию чувства ритма в общем, исследованию проблемы развития чувства ритма у старших дошкольников в процессе озвучивания музыкальных видеофрагментов практически не освещено в литературе.

Чувство ритма у старших дошкольников образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В этом возрасте дети могут передавать ритм и характер музыки в движениях, в процессе различных подвижных игр. Возросший по сравнению с младшим дошкольным возрастом уровень развития координации и моторики позволяет детям более точно и образно передать ритм и характер произведения в своих движениях.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах в процессе использования музыкальных и дидактических игр и видеофрагментов.

 

Музыкальные видеофрагменты в музыкальном образовании старших дошкольников.

Существует множество средств развития чувства ритма у детей дошкольного возраста: музыкально-дидактические игры, музицирование на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические упражнения. Озвучивание музыкальных видеофрагментов в настоящее время становится одним из самых продуктивных способов развития чувства ритма у дошкольников, так как учитывает потребности современных детей.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Информационно-коммуникационные технологии, в их числе и видеофрагменты, позволяют развивать чувство ритма, как одну из музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Озвучивание дошкольниками музыкальных видеофрагментов позволяет в доступной, привлекательной форме развивать чувство ритма. Их использование помогает решить ряд задач:

-улучшается запоминание пройденного материала; усиливается познавательный интерес воспитанников;

-задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

-развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;

-позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по- настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения;

-делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

-активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, использование видеофрагментов становится эффективной формой развития чувства ритма старших дошкольников, поскольку опирается на интересы современного ребенка. В процессе деятельности задействуются различные каналы восприятия ребенка (слуховой, зрительный), усиливается познавательный интерес, улучшается запоминание пройденного материала. Обогащаются методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, активизируется творческий потенциал ребёнка, способствующий не только развитию чувства ритма, но и воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Система видеофрагментов для развития чувства ритма у старших дошкольников.

В своей работе я использовала систему музыкальных видеофрагментов, предназначенных для озвучивания старшими дошкольниками. Для реализации  системы  мы  использовали  разные  методы  и  приемы музыкального воспитания  способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, умений осуществлять музыкальную деятельность. В отборе методов и приемов мы опирались на работы О. П. Радыновой.Хочу такой сайт

В процессе развития чувства ритма посредством озвучивания видеофрагментов используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы применяются для обеспечения яркого чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

Использовались различные приемы:

а) наглядно-зрительные — педагог показывает образец движения или его отдельных двигательных элементов; использует зрительные ориентиры при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

б) тактильно-мышечные предполагают включение в двигательную деятельность различных пособий;

в) наглядно-слуховые регулируют звуковые движения.

Словесные методы направлены на сознание занимающегося, помогают понять поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

Практические методы предполагают обеспечение действенной проверки правильности восприятия движения на собственных мышечно- моторных ощущениях.

Игровой метод подразумевает учет элементов наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, дает возможность совершенствовать разные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициатив.

 

Система использования видеофрагментов выстроена по трем направлениям:

1.Видеофрагменты, направленные на восприятие метроритма музыкального произведения, различение долгих и коротких звуков с последовательным переходом на графическое изображение длительностей;

2.Видеофрагменты на развитие чувства ритма, использующие звучащие жесты тела, которые позволяют развивать не только чувство ритма, но и координацию и моторику старших дошкольников;

3.Видеофрагменты с использованием музыкальных инструментов, направленные на стимулирование творческого процесса и развития чувства ритма в процессе игры на музыкальных инструментах.

Упражнения в видеофрагментах позволяют сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, поскольку ориентируются на интересы ребенка, работа проводится в интересной увлекательной форме, без зазубривания. Сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, восприятию метроритма музыкального произведения.

Видеофрагменты с использованием музыкальных инструментов, направленные на стимулирование творческого процесса и развития чувства ритма в процессе игры на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах всегда привлекает детей и является одним из любимых видов деятельности. Использование инструментов, не имеющих звукоряда (ложки, бубен, колокольчики), помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей и обогащает их музыкальные впечатления.

 

Видеофрагменты на развитие чувства ритма, использующие звучащие жесты тела.

Этот блок игр можно использовать при дистанционном обучении дошкольников, как рекомендации для родителей и воспитателей в самостоятельной деятельности.

Эти игры позволяют развивать не только чувство ритма, но и координацию, моторику старших дошкольников. Происходит развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Таким образом, использование видеофрагментов в образовательной деятельности с дошкольниками становится эффективной формой развития чувства ритма, поскольку опирается на интересы современного ребенка. В процессе деятельности задействуются различные каналы восприятия ребенка (слуховой, зрительный), усиливается познавательный интерес, улучшается запоминание пройденного материала. Обогащаются методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, активизируется творческий потенциал ребёнка, способствующий не только развитию чувства ритма, но и воспитанию интереса к музыкальной культуры.

 

  

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.06.2025

Дата обновления: 26.06.2025

Дата публикации: 26.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».