Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»
26.06.2025
Автор составитель: Лаптева Алёна
Александровна.
Музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад № 16»
Упражнения на развитие дыхания
играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание
на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения. Ведь ослабленное
дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить
предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Основными задачами дыхательных упражнений
на музыкальных занятиях являются:
·
Тренировать
силу вдоха и выдоха.
·
Развивать
продолжительный вдох.
·
Укреплять
физиологическое дыхание детей (без речи).
·
Формировать
правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
Работа
над дыханием проводится перед пением песен, а может быть самостоятельным
видом деятельности. Особенностью работы над дыханием является постепенное и
индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет,
часть – под музыку.
В качестве речевого материала на
музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги,
слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания
продолжительность речевого выдоха увеличивается.
Пение
с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей
психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
·
Положительно
влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе
и легочной ткани;
·
Способствует
восстановлению центральной нервной системы;
·
Способствует
восстановлению центральной нервной системы;
·
Улучшает
дренажную функцию легких;
·
Восстанавливает
нарушенное носовое дыхание;
·
Исправляет
развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и
позвоночника.
На музыкальных занятиях хорошо использовать
несложные упражнения А. Стрельниковой. Принцип дыхательной гимнастики –
короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную
клетку. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные
правила:
Вдох – громкий, короткий, активный
(просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
Выдох – абсолютно пассивный, уходит
через нос или рот, как кому удобно. О выдохе думать запрещено. Воздух должен
уходить сам после каждого вздоха.
Каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма, примерно месяц.
В
дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются
одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся
– нюхаем.
Упражнения
основного комплекса.
«Ладошки».
Ладушки - ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети
стоят ровно и прямо. Ноги чуть ниже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях,
локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.
На
счет «раз» - сжимаем кулачки, одновременно шумно шмыгаем носом. Сразу после
короткого вдоха ладошки разжимаем, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох –
пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем
отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.
«Кошка»
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко –
Дети
стоят ровно и прямо, ступни ног уже, чем на ширине плеч, руки наполовину
согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.
На
счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз, а
кисти сжимаются в кулачки – выдох.
Сразу
после этого ноги распрямляются, кулачки разжимаются, верхняя половина тела
поворачивается обратно – прямо. Выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить
мышку».
На
счет «два» - то же самое, но влево.
Норма:
4 раза по 4 вдоха – движения.
Упражнения
вспомогательного комплекса.
«Носочки»
Дети
сидят на стульях, ноги согнуты под прямым углом.
На
счет «раз» поднимаем носочки ног, упираясь пятками в пол, -вдох! Возвращаем
ноги в исходное положение – выдох!
Норма:
4 раза по 4 вдоха – движения.
«Пяточки»
Исходное
положение – то же.
На
счет «раз» на вдохе поднимаем пятки, не отрывая носочки от пола.
Норма:
4 раза по 4 вдоха – движения.
«Носочки-пяточки»
Исходное
положение не меняется.
Поочередно
поднимаем то носочки, то пяточки.
Норма:
4 раза по 4 вдоха – движения. Рекомендуется детям с плоскостопием.
«Обезьянка»
Исходное
положение.
1
–й вариант: сидя на стуле.
2-й
вариант – лежа на спине.
На
счет «раз» - сжимаем кисти рук в кулаки, одновременно поджимая пальцы ног,-
вдох! Пассивный выдох и расслабление.
Норма:
12 раз по 8 вдохов – выдохов.
«Рок-н-ролл на четвереньках»
Дети
стоят на четвереньках, опираясь на колени и согнутые в локтях руки. Голова
опущена. На счет «раз» коленом правой ноги достать локоть левой руки – вдох!.
Вернуться в и.п. – выдох.
Норма:
4 раза по 4 вдоха – движения.
«Ветерок» - дыхательное упражнение на
развитие длительного выдоха.
В
центре зала стоит макет березки с прикрепленными на ниточках легкими желтыми
листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, старясь вдыхать носом,
шумно выдыхать на листочки ртом с вытянутыми в трубочку губами.
Дыхательную
гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга,
травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком
артериальном
и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Желаю
удачи!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.06.2025
Дата обновления: 26.06.2025
Дата публикации: 26.06.2025