КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОЛУЧАЯ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ И ОТВЕЧАЯ ИНТЕРЕСАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА? ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ИГРАТЬ И КАК ИГРА СВЯЗАН С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ?
11.12.2018
КАК
ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОЛУЧАЯ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ И ОТВЕЧАЯ ИНТЕРЕСАМ И
ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА?
ЗАЧЕМ
ДЕТЯМ ИГРАТЬ И КАК ИГРА СВЯЗАН С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ?
Методика Floortime (для родителей)
Игра - короткое слово, но сколько в этом слове философии, эмоции и
энергии. Многие
родители и специалисты боятся его,
некоторые не могут представить существование без игры.
Почему мы боимся играть? И почему нас так притягивает волшебство игры?
Игра – это не только любимое занятие детей
и ведущий вид деятельности дошкольников,
она очень важна для развития личности.
Именно в ней формируются основные
новообразования, развитие коммуникации,
речи, логического и творческого мышления,
освоение социальных правил. В игре ребенок
учится справляться со своими чувствами,
эмоциями, проживает и решает сложные,
запутанные ситуации. Кроме этого, игра обучает
ребенка самопомощи. Игра необходима для
детей, она приносит им удовольствие, восторг и
счастье. Такой эмоциональный настрой создает фундамент для здорового
развития, а это
позитивно как с точки зрения
психологического, так и физиологического развития.
Не существует детей, которые не любят
играть, но есть такие, для которых игра - это
тяжелая, запутанная и непонятная
деятельность. Они боятся открыть свой внутренний мир
другим, боятся сделать шаг вперед и
переступить через трудности. Такие дети замыкаются,
закрываются и прячутся от окружающего мира
и даже от близких им людей – родителей.
Для того чтобы помочь таким
детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений
– все это входит в концепцию DIR. Ее часто именуют методикой Floortime.
Floortime – это основополагающая стратегия в рамках концепции DIR.
Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не
только) под
названием «Флортайм» (англ. «Floortime»,
букв. «время, проведенное в игре на уровне
ребенка») была предложена доктором Стенли
Гринспеном в 1979 году.
Стенли Гринспен (1941 – 2010) – крупнейший
в мире специалист в области изучения и
коррекции аутизма. Он был признанным
авторитетом в сфере клинической работы с детьми
раннего и дошкольного возраста, имеющими
когнитивные и эмоциональные нарушения
развития. Доктор Стенли Гринспен является
автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются
ведущими СМИ всего мира.
Работа над внешними сторонами
поведения и симптомами - это не главная цель терапии
в рамках концепции DIR и методики
Floortime. В первую очередь внимание уделяется созданию фундамента для здорового развития. Благодаря
данному подходу, дети овладевают ключевыми
способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития:
способностью к теплым, приятным отношениям с окружающими, целенаправленному и
полноценному общению и, в различной степени, логическому, творческому и
абстрактному мышлению.
Для
многих детей, которые занимались по данной методике, открылись новые
возможности, они приобрели способности,
которые считались для детей с РАС недостижимыми. У них появились теплые и
близкие отношения с семьей и сверстниками, развились сложные речевые навыки. Они
стали справляться не только с учебными дисциплинами, но и приобрели такие интеллектуальные
способности, как спонтанное мышление, умение рассуждать, понимать рассуждения,
научились сопереживать другим.
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой
и безопасной
для ребенка, и тогда он будет чувствовать
себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой
руководит ребенок, а взрослые
присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также
одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди
– родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для
осуществления ее дома. Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль
в его терапии (в отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство
профессионалов).
Floortime – это центральный элемент
концепции DIR. У Floortime есть две основные
задачи:
1. Следовать за ребенком или использовать
его естественные интересы.
2. Ввести ребенка в наш мир. Причем,
важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном
мире с нами.
Цель программы – продвижение ребенка вверх
по лестнице развития.
Floortime – это процесс, в ходе которого
Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь.
Следовать за ребенком – не значит
комментировать или просто повторять то, что он
делает, это значит входить в контакт и
взаимодействовать с ним на базовом уровне его
интересов. Создать причину, по которой
ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала
нужно приглядеться к нему и выяснить, в
чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в
ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он
выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну
игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под
прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие.
Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в
его порядке и правилах, он может
выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли Вы продолжать его игру.
Рассматривайте себя, прежде всего, как участника игры!
Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь
прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра
приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и
нравится.
Не забывайте об актуальном уровне развития
ребенка. Родители часто испытывают
разочарование из-за того, что ребенок не
играет так, как, по их мнению, должен был бы играть.
Если Вам в голову приходит такая мысль,
значит, Вы не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то,
что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним расширять данные действия.
Например, если малыш играет с животным и неожиданно начинает двигаться, не спешите,
проверьте, может быть, ему захочется, чтобы рядом были другие животные, и Вы
сами не заметите, как начнете уже вместе формировать стаю или кормить их. Не
думайте о том, что делать дальше, а заботьтесь о том, чтобы оставаться в игре,
которую придумал Ваш ребенок – это очень важно, если Вы хотите углубить и
расширить его интересы или занятия.
Основные правила игры по принципам
FLOORTIME.
1. Начинайте игру с любимых предметов или
действий, даже если это неодушевленные
сортеры или кубики, даже если это его
самостимуляции.
2. Будьте артистичными в подстройке под
малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и
не бойтесь дурачиться и переигрывать.
Малышу должно быть интересно и весело, и Вы
тоже должны получить удовольствие от
такого взаимодействия!
3. Хвалите маленького партнера по игре:
рассказывайте о том, как вам нравится с ним
играть, какой он милый, приятный,
красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки,
волосы и даже зубки. Обратите внимание –
если ребенок не говорит, или только начал
осваивать речь, то Ваша собственная речь
не должна быть сложно построенной –
используйте для общения отдельные слова
или простые предложения.
4. Поддерживайте постоянный интерес к
занятию: используйте привычные предметы
необычным способом (переверните посуду и
постройте башню, сделайте из кастрюли
шалаш для куколки, оденьте миску, как
шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).
5. Используйте много ярких жестов и
выразительную мимику, особенно с неговорящими
детьми.
6. Делайте игру костюмированной, даже если
элементы перевоплощения касаются только
вас.
7. Переносите игру в новое место: на
прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на
разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем
проще вам будет внедрить в нее элементы
новых навыков. Не забывайте об
индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное
внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего
голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без
непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой,
надеваемой на руку.
Чего вы можете добиться, применив эту
методику?
● Эмоциональный контакт с малышом
● Взаимодействия в диалоге
● Удовольствие от общения
● Улучшение саморегуляции
● Гармонизация сенсорной сферы
● Развитие коммуникации (речевой и
альтернативной)
● Понимание и управление личными эмоциями
● Умение решать социальные задачи в
необычной ситуации
● Умение идти на компромисс
● Развитие разных видов мышления
(логического, абстрактного и эмоционального)
● Развитие самосознания и самооценки
● Формирование мотивов к обучению и
общению и системы ценностей
● Построение Я-концепции.
● Флортайм реализуется в работе с:
1. Детьми с аутизмом
2. Детьми с проблемами развития, такими
как дефицит внимания, гиперактивность.
3. Детьми с трудностями адаптации и
социализации
4. Детьми, имеющими поведенческие
трудности (агрессия, страхи, тревожность).
Все дети любят играть и получают от этого
удовольствие, разница лишь в том, что
некоторые дети играют по-особенному.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2018
Дата обновления: 11.12.2018
Дата публикации: 11.12.2018