ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
13.12.2018
ИГРУШКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕБЕНКА
Невозможно учить ребенка только словами,
не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, кроха обучается
новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными.
Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием
для освоения ребенком новых навыков.
Игрушки и игровые материалы должны
соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче
учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними
ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.
Родители, предлагая малышу игрушки, часто
не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для
его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно
выбирают игрушки, которые нужны ребенку.
Многие специалисты (логопеды, психологи,
двигательные терапевты), которые занимаются с детьми раннего возраста,
используют в своей работе различные игрушки. Этот список игрушек поможет вам
сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в
детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем
сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки: многие из них
взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по
мере взросления ребенка.
Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и
другие, издающие звуки разной частоты.
Игрушки и предметы из различных
материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные,
металлические и т. п.
Наборы игрушек животных и птиц (корова,
гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).
Мыльные пузыри.
Большие и маленькие мячи.
Сборные бочонки, наборы банок с крышками
разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
Книжки-раскладушки, книжки-поплавки,
звучащие книжки.
Заводные игрушки.
Маленькие зеркала.
Музыкальные инструменты (барабан, дудки,
ксилофон и т. п.).
Детское лото, разрезные картинки.
«Цветовые фоны» (для изучения основных
цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
Пластилин и формочки для создания фигурок.
Шнурки, крупные бусы из различных
материалов: пластмассовые и деревянные.
«Центры активности»: плоские и объемные,
на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик
и др.
Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на
руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
Набор коробок или ящичков без крышек и с
крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
Ящик с отверстиями разной формы для
опускания фигурок.
Игрушки на установление
причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
Деревянные молотки и доски с прорезями
Большие и маленькие конусообразные и
квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые,
пожарные краны и т. д.
Машинки разборные типа «Лего» с небольшим
количеством деталей.
Краски пальчиковые.
Куклы, кукольная мебель, посуда.
Набор формочек для игры с водой и песком.
Игрушки с веревочкой, за которую можно
тянуть.
Игрушечный телефон.
Прозрачные пластиковые банки с крышками.
Лабиринт и труба для лазания.
Кукольные коляски.
Матрешки.
Набор «медицинских» игрушек.
«Страшные звери»: динозавры, тигры, акулы,
змеи, пауки и т. п.
Погремушки в форме булавы и гантели,
которые удобно держать в руке, в том числе мягкие.
Контрастные черно-белые игрушки, издающие
различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.
Игрушки с черно-белыми полосами в виде
периодических решеток различной частоты.
Светящиеся предметы или игрушки (фонарики,
лампы, светильники).
Елочная мишура или другие блестящие
предметы и игрушки.
Итак, игрушка может послужить для
достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог,
и психолог, и физический терапевт. Как можно играть с машинкой? Катать по полу
или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.
С помощью этой игры педагог пытается
научить малыша следить взглядом за движущимся объектом, а физический терапевт —
координировать движения руки и глаз. Закатить под арку, построенную из больших
кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. С помощью
такой простой игры психолог учит малыша сопоставлять действие и его результат.
Положить в машинку кубик или посадить
игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с
предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом, помогает
ему в этом педагог.
«Попасть в аварию», столкнув машинку с
кубиками произнести «Бах, упала!» (игра очень нравится детям, они начинают
повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у
него непроизвольные лепетные звукоподражания (бах, о-па и др.).
Подобные игры развивают крупную и мелкую
моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова,
ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в
будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.
С одной только машинкой вы можете
придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию
малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии
помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и
действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и
слова.
Все дети — хорошие имитаторы. Малыши
повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом они осваивают
новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие
достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться
чему-нибудь новому, а значит, развивается.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2018
Дата обновления: 13.12.2018
Дата публикации: 13.12.2018