Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время
04.02.2020
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном
образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего
мира.
Затем результатом понимания должно
стать
возведение добрых инстинктов
детской натуры
в сознательное стремление к
идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное
образование
твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
В наше сложное время
каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от
зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало
на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало
такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем
сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте
только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье
давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в
данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма,
поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и
передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые
шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным
традициям нашего народа.
В настоящее время
Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в
смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и
жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная
незрелость.
Современное
российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.
Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине
80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была
разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований
общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и
вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и
создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных
духовных ценностях.
Идет
обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного
на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий
период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России
исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко
связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для
России областей социально-гуманитарного знания.
Духовно-нравственное
воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания
ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры;
качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду
является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды
детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство
– время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение
знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В
дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и
обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с
нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое
духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его
адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное
воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности,
благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на
его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской
позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал,
эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение
к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного
возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро
нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные
компоненты в содержании образования.
Это
доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по
духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих
программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья
детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с
нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование
абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с
институтом семьи.
Воспитание
духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного
учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в
том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не
знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними
проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые
на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности
показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим
родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные
ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители
ответственны за воспитание детей.
1. Предлогается:
ü Познакомить детей с
культурой Православия;
ü развивать в детях
духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и
духовного единства общества;
ü возрождение истинных
духовных ценностей российского народа;
ü упрочнение единства и
дружбы народов Российской Федерации;
ü способствовать
всестороннему развитию личности.
3. Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной
жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с
другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать
обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во
взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле,
избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить
прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь
себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и
родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию
отечественной культуры.
4. Задачи:
ü Развивать правовую
базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или
факультативно-кружковой деятельности детского сада.
ü Воспитывать
патриотические чувства, связывающие разные поколения.
ü Приучать к этическим
нормам поведения и самодисциплине.
ü Совершенствовать
художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
ü Формировать
художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
ü Воспитывать
духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека,
как действие любви, добра, человечности, единения.
ü Ориентировать семью на
духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами
православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах
семейного уклада.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.02.2020
Дата обновления: 04.02.2020
Дата публикации: 04.02.2020