Развивающая среда группы
05.02.2020
Современный детский сад – это место, где
ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая
среда группы является источником
становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно -
развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и
способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения
мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Создавая предметно-развивающую среду в
группе, я учитывала принципы ее построения:
Принцип дистанции;
Принцип активности, самостоятельности и
творчества;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
(что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по
своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием,
экспериментированием и т.п.);
Принцип информативности (разнообразие
тематики, многообразие дидактического и информативного материала);
Принцип интеграции образовательных
областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы
для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации
другой);
Принцип вариативности;
Принцип стабильности - динамичности (предметно
- развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в
нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей,
периода обучения, программных задач, времени года) ;
Принцип открытости - закрытости
(развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в
нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);
Принцип индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются
между собой по содержанию, художественному решению);
Принцип
учета половых различий детей.
Предметно - развивающая среда в группе построена
мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не
обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового
помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его
организации. Мебель в группе подобрана в теплой цветовой гамме. Мебель мобильна
и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости.
Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный
эмоциональный настрой. Группа условно
разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр
искусства, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр
математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства,
музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для
мальчиков и уголок для девочек.
Учебная зона оснащена традиционными
материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы,
дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры,
счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты, CD-диски,
DVD-диски и материалами нового поколения. В группе
имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD - дисков,
музыкальный центр.
Центр искусства помогает детям проявить
творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми
материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей,
мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для
вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта
использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности.
Познавательно – речевой центр совмещен с
книжным уголком, где представлена художественная литература, журналы, буклеты,
альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий,
с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных
состояниях. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и
упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления
настойчивости в достижении цели.
Центр науки представляет собой зону
экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и
опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности
растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в
дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические,
настольно – печатные игры.
Центр математики представлен игротекой,
в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному
и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и
логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации,
загадки, шашки, шахматы.
Центр сюжетной игры позволяет детям
постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он
представлен куклами разного пола и
профессий, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники,
разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами
овощей и фруктов.
Центр строительства представлен
разнообразными материалами со сложной
формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных
материалов, настольными и напольными конструкторами.
Музыкальный уголок соответствует
возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста.
Он представлен музыкальными
инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики,
бубенцы. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех
режимных моментах, музыкальные
произведения классиков и современных композиторов.
Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в
течение дня мог находить для себя
увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; мячи, длинные и короткие скакалки и шнуры;
кольца; мешочки с песком; настольно – печатные игры, расширяющие представления
детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни.
Предметно – развивающая среда группы
учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию
познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей,
отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.02.2020
Дата обновления: 05.02.2020
Дата публикации: 05.02.2020