Дидактические игры по развитию речи

07.04.2020

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ - плащи птица - птицы.

   

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

              

                        «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

 

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Чудесный мешочек»

 

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

   

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Поваренок»

 

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Чего не хватает?»

 

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

«Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Лизиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Лизы? А у Саши? Какого цвета Лизино платье?»

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Разноцветная улица»

 

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

.«Построй голубятню»

 

Цель: закрепить умение выкладывать геометрические фигуры по образцу, активизировать речь.

Оборудование: картонный треугольник и квадрат.

Ход. Взрослый показывает, как можно построить дом для голубей - голубятню. Во время выполнения задания ребенок отвечает на вопросы: «Что ты положишь внизу? (Квадрат). Какого он цвета? Что положишь сверху? (Треугольник). Кто здесь будет жить? (Голуби, много голубей)».

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

                               «Что напутал Буратино?»

 

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

   

Дидактические игры  на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами

 

«Вспомните пословицы!»

 

            Назовите пословицы и поговорки, в которых  упоминается  одно из следующих слов: дом, цыплята, телега, яблоня, камень, колодец, платье, сапоги, мешок.

1) В своём дому и стены помогают.

2) Цыплят по осени считают.

3) Готовь сани летом, а телегу зимой.

4) Яблоко от яблони недалеко падает.

5) Капля по капле камень долбит.  (Под  лежачий  камень  вода  не течёт).Хочу такой сайт

6) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

7) Береги платье снову, а честь смолоду.

8) Два сапога - пара.

9) Шила в мешке не утаишь.

 

Дидактические игры  на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами

 

«Доскажи пословицы»

 

1) Волков бояться - ...           (в лес не ходить.)

2) Под лежачий камень ...     (вода не течёт).

3) Старый друг ...                              (лучше новых двух).

4) Что посеешь, ...                            (то и пожнёшь).

5) Всё хорошо, ...                              (что хорошо кончается)

6) Лучше поздно ...               (чем никогда).

7) Дорога ложка ...                (к обеду).

8) Терпение и труд ...            (всё перетрут).


 

 

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей. Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные». Логопед: Рукавички из меха... Дети:  Меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

 

Дидактические игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы

 

«Подбери нужное слово»

 

Цель: учить подбирать названия действий названиям объектов.

Ветер (что делает?) - дует, завывает, шумит.

Солнце - светит, жарит, пригревает.

Снег - хрустит, летит, кружится.

Дождь - брызжет, моросит, капает.

Ручей - журчит, звенит, бежит.

Листья - шуршат, колышутся, шелестят.

Гром - гремит, громыхает, бабахает.

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Строитель»

 

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

 

«Мой дом»

 

Цель: познакомить с частями дома.

Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.

   

Дидактические игры по   формированию

лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, Если вы - моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. взрослый бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:  Кем ты доводишься маме и папе? Кто ты для бабушки и дедушки?  У тебя сестра или брат? Назови двоюродных братьев и сестер.  Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?  А ты кто для них?

Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.04.2020

Дата обновления: 07.04.2020

Дата публикации: 07.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».