14.04.2020
Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда
ребенок переходит к новому уровню взаимодействия со взрослыми, своими
сверстниками и окружающим миром в целом. Родителям и педагогам необходимо знать
о возрастных особенностях детей 3-4 лет, чтобы суметь адекватно реагировать на
изменения в их поведении, оказать необходимую поддержку и помощь в процессе их
развития. В этой статье мы рассмотрим их.
В возрасте 3-4 лет ослабевает неразрывная связь между
малышом и матерью и постепенно увеличивается потребность в общении, которая уже
не может быть удовлетворена в узком семейном кругу.
Анатомо-физиологические
характеристики
Рассмотрим
основные показатели физического развития:
-
рост 96 см +
4 см;
-
вес 12 кг +
1 кг;
-
количество
зубов — 20 шт. (все молочные).
Объем черепа трехлетнего ребенка составляет
4/5 от объема черепной коробки взрослого человека. Позвоночник и кости малыша
еще довольно мягкие и при определенных условиях могут поддаться деформации.
Поэтому необходимо следить за осанкой ребенка и состоянием суставов.
Определенные особенности заметны в развитии
мускулатуры. Более развиты крупные мускулы, поэтому у малыша лучше получается
выполнение движений всей рукой. Он постепенно учится владеть всем своим телом
(делает наклоны, повороты, поднятие рук, покачивания). Подобные упражнения
нужно включать в ход ежедневных занятий физкультурой. Вообще в таком возрасте у
детей повышенная потребность в физической активности.
Также в 3-4 года происходит усиленное
развитие мелкой моторики и координации движений. Этому способствует лепка,
рисование и другие виды изобразительной деятельности, которые являются обязательным
компонентом различных дидактических игр и познавательной деятельности младших
дошкольников. Таким образом, ребенок совершенствует умения управлять движениями
пальцев и кисти.
Сердечнососудистая и дыхательная система
развиваются соответственно потребностей растущего организма. Существуют
определенные проблемы с умением сознательно регулировать дыхание. Поэтому с
детьми нужно проводить упражнения с пушинками, воздушными шариками, легкими
бумажными изделиями, в ходе которых они должны делать контролируемый усиленный
выдох.
Развитие ЦНС
Центральная нервная система трехлетнего
ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:
-
появляется
способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей
среды;
-
развивается
речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы,
расспрашивает и уточняет);
-
у детей
получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым
необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их
внимания.
Вместе с тем младшим дошкольникам
свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости.
Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и
активных движений к замкнутости, отрешенности.
Еще
одной проблемой в этом возрасте является несовершенство взаимодействия
сигнальных систем. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще
наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
Личностное
развитие
Главные возрастные особенности детей 3-4
лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном
развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как
отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности.
Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.
Именно в этом и состоит суть внутреннего
конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться
без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать
им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке
взрослых и старается выйти из-под их влияния.
Для успешного формирования личности взрослые
должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка,
а именно:
- выстраивать равноправные
отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного
взрослого»;
- предоставить ему больше
самостоятельности;
- поддерживать все положительные
начинания и стремления;
- если у малыша что-то не
получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой
способ выполнения;
- не критиковать, а формировать у
ребенка понятие, что он хороший.
Отдельно стоить обратить внимание на то, что
у младшего дошкольника уже начинают закладываться основы самооценивания. Он может подмечать, как действуют
другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все
получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в
признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и
уважали.
Социальное
становление
В трехлетнем возрасте меняется социальная
позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться
частью детского коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на
основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе
дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом.
В этот период дети эмоционально
отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они
открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют
ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь
собственными побуждениями. Развивается половая идентификация.
К 3-4 годам ребенок способен овладеть
основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом,
ходить в туалет, одеваться.
Взрослых малыш воспринимает уже не только,
как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у родителей есть
работа, осознает их необходимость выполнять различные социальные роли. Часто
подражает взрослым.
Психологические
процессы
У детей 3-4 лет также происходит
совершенствование психологических процессов.
-
Память
непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация,
имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5
названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
-
Доминирует
наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок
может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе
практических действий, делать несложные выводы.
-
Преобладающий
вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность
скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном
малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют
несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
-
Воображение
слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в
примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации
по заданному образцу.
-
Формируются
пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых
помещениях или на часто посещаемых территориях.
-
Развивается
речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ.
Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу,
пересказывает короткие тексты.
-
Появляется
интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску
различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать
периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным
знаниям.
Знание педагогами и родителями возрастных
особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере реализовать
воспитательные возможности этого периода. Это очень важно, поскольку именно в
младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения
будущей личности, начинает закладываться фундамент физического,
интеллектуального, морально-волевого развития малыша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 14.04.2020