Дидактические игры и упражнения. Загадки (тема "Птицы")

14.04.2020

Упражнение «Кто, где сидит?» 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.

Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.
Посмотрите на картинки и ответьте «Кто, где сидит?» 

Ответы детей:

Ласточка сидит на проводе;
Скворец сидит на скворечнике;
Трясогузка сидит на пеньке;
Кукушка сидит на ветке;
Грач стоит на траве;
Пеночка сидит на земле;
Соловей сидит на дереве.

Игра «Путаница».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит предложения со словами с неправильными окончаниями.

Самостоятельная деятельность детей: дети образуют прилагательные от существительных и произносят предложения.

- Этот листок, наверное, попал под дождь! Вы поможете мне разобраться?

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне. 

6.  Игра «Скажи, какой, скажи какая». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя сложные слова.

·         У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.

·         У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.

·         У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.

·         У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.

·         У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.

·         У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка

 

Игра с мячом «Назовите ласково».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного.

·         Пестрая  утка - … (пестренькая уточка).

·         Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).

·         Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).

·         Добрая птица - … (добренькая птичка).

·         Короткий хвост - … (коротенький хвостик).

·         Тонкая шея - … (тоненькая шейка).

·         Белое крыло - … (беленькое крылышко).

·         Острый клюв - … (остренький клювик).

8. Игра «Узнай по голосу». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед включает аудиозапись с голосами птиц.

Самостоятельная деятельность детей: дети внимательно слушают голоса птиц (аудиозапись), показывают свою картинку с изображением птицы  и говорят, как она называется.

Игра «Скажите наоборот». 

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети подбирают  антонимы.

·         У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).

·         Журавль большой, а соловей … (маленький).

·         У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).

·         У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).

·         У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).

·         У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).

·         Аист белый, а грач …(черный).

10. Упражнение «Так бывает или нет»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, развивают логическое мышление.

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц   вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?)  (птенцы).Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят  гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

11. Упражнение   «Звуковая дорожка».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед показывает картинку  (журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец).

Самостоятельная деятельность детей: дети называет первый звук в слове и обозначают его нужным цветом.

12. Игра «Сложите картинку».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед предлагает детям разрезанную картинку с изображением скворца.

Самостоятельная деятельность детей: дети собирают картинку из частей.

- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Кто же у нас получился? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.

Рефлексивный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы, совместно с детьми подводит итоги, называет победителей.

Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, подсчитывают количество птиц, наклеивают птиц на весеннее дерево. -

Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (подкармливать их зимой, делать им скворечники, и т.д.).

- Посчитайте, сколько у каждого из вас птиц.

Отмечаются трое детей, набравших большее количество птиц (им выдаются медали с изображением птиц).

Дети наклеивают птиц на  весеннее дерево.

       

Дидактические игры и упражнения по теме «Перелетные птицы» (подготовительная группа)

Перелетные птицы.

Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

Как летят перелетные птицы? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — …, стая уток — …, … грачей — …, … соловьев — … .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька,

аист — аистенок,

цапля — цапелька.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

ласточка – ластак -ласточата

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Грач — грачи — грачей,

птица — птицы — птиц,

стриж — стрижи — стрижей,

аист — аисты — аистов,

жаворонок — жаворонки — жаворонков,

скворец — скворцы — скворцов,

трясогузка — трясогузки — трясогузок,

журавль — журавли — журавлей,

гусь — гуси — гусей,

утка — утки — уток,

селезень — селезни — селезней,

ласточка — ласточки — ласточек,

соловей — соловьи — соловьев,

лебедь — лебеди — лебедей,

кукушка — кукушки — кукушек,

гнездо — гнезда — гнезд,

яйцо — яйца — яиц,

птенец — птенцы — птенцов.

Лексический строй речи

Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6—8 лет)

Ласточка — щебечет,

грач — кричит «гра»,

соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.

кукушка — кукует,

журавль — курлычет,

жаворонок — звенит.

Воробей — чирикает

Ворона — каркает

Курица — квохчет

Утка — крякает

Сорока — трещит

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

1) кто это;

2) какая это птица (перелетная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев,особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).

На шесте — дворец,

во дворце — певец,

А зовут его — … (скворец).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

Игра «1-2-5»

Один лебедь, два (лебедя, пять (лебедей) и т. д.

Закрепить в названиях всех птиц!

Игра «У кого чей?»

У утки клюв чей (утиный)клин журавлей, это какой клин… у гуся чьи крылья…У ласточки чьё гнездо…

   

Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)

Цель:воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

Дидактическая игра «Кто как голос падает?»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование :карточки с набором из 4-х слов (картинок): три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная).

Примерный перечень оборудования для игры

Домашние – дикие птицы

Курица, гусь, индюк баран

Утка, петух, павлин лошадь

Цыпленок, утенок, гусенок свинья

Птицы – звери

Страус, пингвин, аист дельфин

Дельфин, морж, осьминог пингвин

«Четвёртый лишний»

Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;Хочу такой сайт

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

Д/И «Кто потерял?»

Цель: продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.

Д/И «Исправь ошибку»

А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)

«Береги природу»

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

Дидактическая игра «Птичья семейка»

Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Петух – курица – цыпленок (цыплята)

Гусь - …. - ….

Селезень - … - ….

Индюк - …. - ….

Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Утка (кря-кря) – крякает;

Гусь ….) - ….

Петух ….) - ….

Курица) - ….

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

Цыпленок – цыплята

Курица - ….

Индюк - ….

Гусь - ….

Утенок - ….

Гусенок - ….

Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе

Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;

Индюшка ….) - ….

Курочка ….) - ….

+ В Мои закладки


Загадки о птицах

1. Ходит к речке смело весь в наряде белом,

У него на ножках красные сапожки. (Гусь)

2. У меня ходули — не страшит болото.

Лягушат найду ли — вот моя забота. (Цапля)

3.Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

4. Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

5. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)

6. Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

7. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

8. Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо. (Цыпленок)

9. Явился в жёлтой шубке:

— Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)

10. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

11. Чик — чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

12. Удивительный ребёнок: только вышел из пелёнок, может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

13. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

14. Окраской — сероватая, повадкой — вороватая, крикунья хрипловатая — Известная персона. Кто она? (Ворона)

15. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

16. Проживает в странах жарких,

А в нежарких — в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

17. Живёт в лесу, ухает, как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится.

Днём сидит он, как слепой,

А лишь вечер — за разбой. (Филин)

18. Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

19. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота,

Но такая высота! Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться - два могучих крыла

У хозяина. (Орла).

20. И петь не поет, и летать не летает.

За что же тогда его птицей считают(Страус)

21. Кто на елке,на суку счет ведет: "ку-ку, ку-ку?" (Кукушка)

22. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля)

23. Раньше всех встает, "Ку-ка-ре-ку!" поет.

На ездок, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. (Петух)

24. Он в мундире ярком. Шпоры для красы.

Днем он - забияка, Пoутpy - часы. (Петух)

25. Клохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица с цыплятами)

26. Красные лапки, щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

27.Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

28. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

29. Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух)

30. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (Петушок)

31. Солнце греет у порога и растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи, прилетели к нам. (Грачи)

32. Высоко под облаками, над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. (Жаворонок)

33. Кто в лесу у нас гадает и про жизнь твою все знает? Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь! Птичка, серая подружка, а зовут ее. (кукушка)

34. Весь я золотистый, мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок, а зовут меня. (цыплёнок)

35. - Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица! И она вам всем знакома,

Как зовут ее?. (ворона)

36. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют: не боится он простуды

- С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

37. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Cнегири)

38. Спереди - шильце, сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

39.Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!" А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит. (Сорока)

40. Пестрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

41. Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, а индюшек лучший друг. Угадайте - кто? (Индюк)

42. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

43. И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа! Очень уж суровы

Филины и. (Cовы)

44. Черный, проворный, кричит "крак" - червякам враг. (Грач)

45. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

46. Днем спит, ночью летает. (Сова)

47. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет

Вошли в стихотворения! Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит, камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

48. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

49. В синем небе голосок

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

50. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

51. Встали братья на ходули, ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (Журавли)

52. Бел как снег, надут как мех, на лопатах ходит. (Гусь)

53. Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным)

54. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

55. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

56. Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница, впереди корабль идет,

За собою их ведет, весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед всю ватагу повернет. (Утка с утятами)

57. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином, по земле ногами - стук, как зовут его - (индюк).

58. Гнездо под крышей - ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождем очень низко летает,

Эту птичку, каждый ребенок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку (ласточкой) звать.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2020

Дата обновления: 14.04.2020

Дата публикации: 14.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».