Физкультура для ребенка с РАС
14.04.2020
Как правило, у детей с расстройством аутистического
спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность,
точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и
окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо
начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый
материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на
занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его
интересы и уровень развития.
Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и
четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения
упражнений на занятии.
Для детей с аутизмом очень важны новые разнообразные
и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а
также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации
и дарить положительные эмоции.
Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит
выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди  наиболее
эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление
полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических
снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение
равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения
несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).
В занятия необходимо включить:
- Упражнения
     на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию
     межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными
     фактурными поверхностями).
 - Упражнения,
     включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания
     различными способами (можно использовать различные спортивные модули,
     комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с
     учетом техники безопасности).
 - Упражнения
     на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять
     в различных исходных положениях).
 - В
     конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо
     использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
 - При
     необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение
     навязчивых движений.
 
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями,
узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
·        
медленно и четко выполнять движения,
комментируя их;
·        
описывать выполняемые упражнения просто,
но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
·        
проговаривать выполняемые движения, в
том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
·        
начинать упражнения с простейших
движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений
руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных
движений ногами и др.);
·        
одновременно работать над небольшим
количеством упражнений, повторяя их;
·        
сопровождать движения ритмичным
стихотворением или счетом;
·        
помогать ребенку и ободрять его,
исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Комплекс занятий для
детей с РАС
1.   
Занятия с мячом, которые развивают
моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные
навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
перекатывание мяча к
себе — от себя;
ловля мяча двумя
руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
2.   
Укрепление мышц ног и развитие их
координации:
ходьба на месте,
усложнение – ходьба с продвижением вперед;
-катание на велосипеде/
велотренажере;
прыжки на месте на двух
ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
прыжки на двух ногах с
продвижением вперед-назад;
прыжки на батуте.
3.   
Развитие чувства равновесия:
стоять с закрытыми
глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
ходьба по линии,
усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
4.   
Развитие навыков лазания и
перелезания:
лазание по лестнице;
перелезание через
скамью.
Для развития моторики у детей с аутизмом можно выполнять ряд простых
упражнений.
1. Марш
– хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна
развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для
этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно
предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая
к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким
подъемом ног, а также движения руками. 2. Батут – прыжки на батуте – это
прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и
способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на
батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося
поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;
2. Мяч – игры с мячом,
хотя и очень просты, доставляют огромное удовольствие. Начните с простого
перекатывания мяча. Игра с мячом поможет развиться моторным навыкам, навыкам
зрительного движения, наблюдения за объектами. При положительном результате
можно переходить и к другим упражнениям: ударам ногой по мячу, отбиванию его от
пола, ловле руками.
3. Равновесие.
Больным аутизмом часто сложно удерживать равновесие. Развить это чувство
поможет ходьба по тонкой линии.
4. Полоса препятствий
– уникальные упражнения для развития моторики. Можно начать всего лишь с одного
препятствия. Это поможет ребенку развить навык упорядочивания действий.
5. Символические игры.
Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям
достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту
гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная
активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик»,
«прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.
6. Ползание в туннеле
– специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо
стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также
играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д.
7. Шаги или запрыгивание
в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые
задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно), а затем усложняйте их,
добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и
т. д.
Важно, что любые упражнения нужно предлагать в
наглядной форме, просто и доступно объяснять, повторять несколько раз с одной и
той же последовательностью, одними и теми же выражениями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 14.04.2020