Физкультура для ребенка с РАС

14.04.2020

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Для детей с аутизмом очень важны новые разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.

Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди  наиболее эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).

В занятия необходимо включить:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
  4. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
  5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

·         медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

·         описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

·         проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

·         начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

·         одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

·         сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

·         помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Комплекс занятий для детей с РАС

1.    Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:

перекатывание мяча к себе — от себя;

ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.

2.    Укрепление мышц ног и развитие их координации:

ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;

-катание на велосипеде/ велотренажере;

прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;Хочу такой сайт

прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;

прыжки на батуте.

3.    Развитие чувства равновесия:

стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;

ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.

4.    Развитие навыков лазания и перелезания:

лазание по лестнице;

перелезание через скамью.

Для развития моторики у детей с аутизмом можно выполнять ряд простых упражнений.

1. Марш – хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками. 2. Батут – прыжки на батуте – это прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;

2. Мяч – игры с мячом, хотя и очень просты, доставляют огромное удовольствие. Начните с простого перекатывания мяча. Игра с мячом поможет развиться моторным навыкам, навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. При положительном результате можно переходить и к другим упражнениям: ударам ногой по мячу, отбиванию его от пола, ловле руками.

3. Равновесие. Больным аутизмом часто сложно удерживать равновесие. Развить это чувство поможет ходьба по тонкой линии.

4. Полоса препятствий – уникальные упражнения для развития моторики. Можно начать всего лишь с одного препятствия. Это поможет ребенку развить навык упорядочивания действий.

5. Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик», «прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.

6. Ползание в туннеле – специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д.

7. Шаги или запрыгивание в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно), а затем усложняйте их, добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и т. д.

Важно, что любые упражнения нужно предлагать в наглядной форме, просто и доступно объяснять, повторять несколько раз с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2020

Дата обновления: 14.04.2020

Дата публикации: 14.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».