Логопедическая работа в условиях лопедической группы и логопедического пункта
01.01.2017
В нашем ДОУ логопедическая помощь детям осуществляется в условиях логопедической группы и логопедического пункта.
Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии; - фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); - фонетическое недоразвитие (ФН); - заикание. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится в конце учебного года (апрель – май) ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссией).
Речевое обследование детей для зачисления в логопедическую группу проводится один раз в два года, т.к. в логогруппу зачисляются дети 5 – летнего возраста. Срок коррекционно – развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями составляет два учебных года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития;
- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда, т.к. эффективность коррекции звукопроизношения у детей логопедической группы во многом зависит от индивидуальной работы воспитателя по заданию логопеда.
В нашем ДОУ вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В логопедической группе особенно важно сотрудничество логопеда и воспитателя, так как успешность и эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
Основные задачи коррекционной (логопедической) службы:
- Осуществление диагностических исследований по уточнению речевого диагноза воспитанников, во взаимодействии с ПМПК комплектование компенсирующей группы;
- Построение системы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
- Взаимодействие с воспитателями компенсирующей группы, смежными специалистами, родителями с целью достижения оптимального уровня речевого развития детей.
Цель организации логопедического пункта в ДОУ - оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Допускается пребывание на логопункте детей с ФФНР и МДР, ОНР III уровня различного генеза, легкой формой заикания с речевой патологией и без неё.
Не подлежат зачислению на логопедический пункт:
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II уровней, алалия, ринолалия, тяжелая форма заикания), подлежащие обучению в специальных речевых группах детского сада;
- дети, имеющие нарушения слуха, зрения и интеллекта, подлежащие обучению в специальных группах детского сада соответствующего профиля;
- дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в ДОУ общего типа.
Приём детей в логопедический пункт производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей с логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере коррекции речевых нарушений. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально - личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2 — 3 месяцев до 1,5 — 2 лет и более.
Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 2 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий — от 10 до 20 мин. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей. Частота проведения подгрупповых занятий определяется степенью выраженности нарушенных структурных компонентов речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017