18.05.2020
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
Карточка№1 «Улыбка»
Широка
Нева-река,
И
улыбка широка.
Зубки
все мои видны –
От
краев и до десны.
Цель:
вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние
передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Карточка№2 «Хоботок»
Я
слегка прикрою рот,
Губы
– «хоботом» вперед.
Далеко
я их тяну,
Как
при долгом звуке: у-у-у.
Цель:
вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание:
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком
положении под счёт от 1 до 5-10.
Карточка№3. «Домик
открывается»
Ротик
широко открыт,
Язычок
спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот,
расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание:
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»,
подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Карточка№4. Чередование
«Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».
Улыбается
ребенок,
Хобот
вытянул слоненок.
Вот
зевает бегемот,
Широко
открыв свой рот.
Цель: укреплять
мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ.
Развивать произвольное внимание.
Описание:
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет
поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»,удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок
повторяет.
Карточка№5. «Любопытный
язычок»
Вот
и вышел на порог
Любопытный
язычок.
«Что
он скачет взад-вперед?» -
Удивляется
народ.
Цель: укреплять
мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад.
Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым.
Упражнение выполняется 8-10 раз.
Карточка№6. «Лягушка»
Ниже
нижнюю губу
Опущу
я, как смогу.
Цель:
отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность
и укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место.
Упражнение выполняется до 10 раз.
Карточка№7. «Зайчик»
Губку
верхнюю подняв,
Замер
зайчик, зубки сжав.
Цель:
отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и
укреплять мышцы губ.
Описание:
Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно.
Упражнение выполняется до 10 раз.
Карточка№8. «Окошко»
Рот
прикрою я немножко,
Губы
сделаю «окошком».
Зубки
рядышком стоят
И в
окошечко глядят.
Цель:
развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание:
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком
положении 5-10 секунд.
Карточка№9. «Язык
здоровается с подбородком»
Просыпается
язык –
Долго
спать он не привык.
И
спросил у подбородка:
-
Эй, какая там погодка?
Цель:
отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы
языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее
укорочении).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку,
затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Карточка№10. «Язык
здоровается с верхней губой»
Улыбнись,
не будь груба,
Здравствуй,
верхняя губа!
Цель:
отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его
подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она
укорочена.
Описание:
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу.
Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Карточка№11. «Обезьянка»
За
нижнюю губку заложен язык –
Из
зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель:
отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких
движений. Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними
зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
Карточка№12. «Бульдог»
За
верхнюю губку заложен язык –
Бульдог
уступать никому не привык.
Цель:
тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений.
Укреплять мышцы языка.
Описание:
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними
зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Карточка№13 «Прятки»
(чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка
и бульдог –
Всем
покажет язычок.
Цель:
укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать
способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание:
Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и
«Бульдог».
Карточка№14. «Хомячок»
Языком
давить стараюсь,
В
щеку сильно упираюсь.
Раздалась
моя щека,
Как
мешок у хомяка.
Цель:
развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание:
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом
положении на 3-5 секунд.
Карточка№15. «Кружок»
Мой
язык совсем не глуп –
Ходит
кругом возле губ.
Цель:
развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать
его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание:
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка
круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой).
Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов
в одну и другую сторону.
Карточка№16. Чередование «Толстячки - худышки»
Вот
толстяк – надуты щеки
И,
наверно, руки в боки.
Вот
худышка –щеки впали:
Видно,
есть ему не дали.
Цель:
укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание:
Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в
каждом положении 3-5 секунд.
Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание
щёк)
Шарик
слева, шарик справа,
Есть
у нас одна забава:
В
щеки дуем – чередуем,
То в
одну, а то в другую.
Цель:
укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение
переключаться.
Описание:
Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки,
как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Карточка№18. Самовар»
Щеки
надую и выпущу пар,
И
запыхчу, как большой самовар.
Цель:
укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание:
Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы,
произнося «Пых!».
Карточка№19. «Шлёпаем
губами по языку»
А
теперь уж не зубами –
Я
пошлепаю губами:
«У
быка губа тупа,
Па-па-па,
па-па-па».
Цель:
расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами).
Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его
губами,произносить: «па-па-па».Рекомендуем поэтапное
выполнение упражнения:
пошлёпать
губами кончик языка;
пошлёпать
губами середину языка;
пошлёпать
губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Карточка№20. «Чашечка»
Улыбаюсь,рот
открыт:
Там
язык уже стоит.
К
зубкам подняты края –
Вот
и «чашечка» моя.
Цель:
научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять
мускулатуру языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
Карточка№21. «Вкусное варенье»
Как
будто варенье лежит на губе –
Слижу
его «чашечкой» в ротик себе.
Цель:
отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх.
Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая
движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не
разрушая «чашечку».
Карточка№22. «Ступеньки» (Чередование «чашечка»
на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах
– «чашечка»
вверху
за зубами)
На
верхние зубки,
За
зубки скачок –
Цель:
удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять
мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание:
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней
губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы.
Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
Карточка№23. «Фокус»
(«Дуем с чашечки»)
Я «чашку»
выведу вперед,
С
нее подую вверх.
И
теплый воздух обдает
Мой
носик, например.
Цель:
направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме
чашечки на верхней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка
на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был
небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Карточка№24 . «Не
разбей чашечку»
Широко
открыт мой рот,
Ходит
«чашка» взад-вперед.
Цель:
производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать
мускулатуру и подвижность языка.
Описание:
Придать языку форму «чашечки»и двигать его: выдвигать вперёд и
убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не
разбирая «чашечки».
Карточка№25. «Чистим верхние зубы» (с
внутренней стороны)
Зубы
верхние –смотри:
Чищу
«чашкой» изнутри.
Цель:
развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем
языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы
с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Карточка№26. «Покусаем
язычок»
Выдвигай
свой язык,
Чтоб
лениться не привык.
И от
кончика до корня
Я
кусаю все проворней.
Цель: добиваться
расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения
иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты:
1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая
его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить:
«та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку
выполнять задания.
Карточка№27. «Кусаем
боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую
ему бочок:
Левый,
правый, оба сразу
Я
жую как по заказу.
Цель:
преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа
(покусывания боковых краев языка, способствовать прилеганию краев языка к
нижним боковым зубам.
Описание:
Улыбнуться,спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
положения
языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
Карточка№28. «Чистим
зубы снаружи»
Зубки
верхние снаружи
Нам
почистить очень нужно.
Зубки
нижние – не хуже,
Тоже
чистки просят дружно.
Цель:
отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны
зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону
нижних зубов.
Карточка№29. «Загоним мяч в ворота»
Щек
своих не надуваю,
Мяч
в ворота загоняю.
Цель:
научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание:
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит
на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие
игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки, направленная
воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в
небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании
воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит
пароход»). Это
очень
нравится детям.
Карточка№30. «Лопаточка»
Поперек
улыбки лег –
Отдыхает
язычок.
Цель:
вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении,
лежащим на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка
на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Карточка№31. «Дуем на
лопаточку»
Дую,
дую на «лопатку»,
Чтоб
была широкой, гладкой.
Цель:
вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего
на нижней губе.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю
губу и спокойно подуть по середине языка.
Карточка№32. «Горка»
(«мостик»)
Улыбаюсь,
рот открыт –
Там
язык лежит, свернувшись.
В
зубы нижние уткнувшись,
Горку
нам изобразит.
Цель:
научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих
звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык
установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Карточка№33. «Ветерок
дует с горки»
С
горки дует ветерок,
И
несет он холодок.
Цель:
научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих.
Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и
плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Карточка№34. «Мостик
построим – мостик разрушим»
Ставлю
я язык «дугой»
И
кладу – даю покой.
Цель:
научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он
принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в
расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
Карточка№35. «Чистим
нижние зубы»
(с
внутренней стороны)
Ходит
«горка» влево – вправо,
Чистит
зубки очень браво.
Цель:
научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка,
развивать подвижность языка.
Описание:
Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние
зубы с внутренней стороны.
Карточка№36. «Катушка»
Широко
раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И,
назад отодвигая,
Я ее
не разрушаю.
Цель:
развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать»
вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить
8-10 раз в спокойном темпе.
Карточка№37. «Жуём
блинчик»
Вот
опять язык свернулся,
В
зубы нижние уткнулся.
Двину
чуть его вперед,
Разжую
его вот-вот.
Цель:
научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в
упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать
свёрнутый язык 10-15 раз.
Карточка№38. «Гармошка»
Присосу
язык на нёбо,
А
теперь смотрите в оба:
Ходит
челюсть вверх и вниз –
У
нее такой круиз.
Цель:
развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем
языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить»
верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Карточка№39 . «Маляр»
Язык
– как кисточка моя,
И ею
нёбо крашу я.
Цель:
укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»,
делая движения языком вперёд-назад.
Карточка№40. «Барабанщик»
За
зубами в бугорок
Бьёт
широкий язычок.
Цель:
отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для
звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко,
отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно
произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик
языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты:
1. Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын»
(«звоночек»).
Стучим
и произносим: «т-д-т-д» («скачет
лошадка»).
Многократно
произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д»,
«а-д-д-д» («песенка»).
Карточка№41 . «Лошадка»
Рот
широко открываю,
К
нёбу язык прижимаю.
Прыгает
вниз язычок.
И
раздается щелчок.
Цель:
отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать
подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
цокает
копытами»).
Карточка№42. «Грибок»
Широко
открою рот,
Будто
щелкну я вот-вот.
Присосу
язык на нёбо,
Челюсть
вниз – и вся учеба.
Цель:
отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р».
Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
(уздечку).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как
растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.
Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем
положении.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2020
Дата обновления: 18.05.2020
Дата публикации: 18.05.2020