Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие». Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА»

18.05.2020

Задачи:

 

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников), изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании; учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у животных появляются детеныши). Активизировать употребление в речи глаголов, трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.

   

Демонстрационный материал.

 

1)      Иллюстрации по теме: ветка с почками, ветка с листочками.

2)      Картинки с изображениями предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т.д.

3)      Макеты деревьев: березы, рябины.

4)      Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

   

Предварительная работа.

 

1)      Чтение литературных произведений и стихов о весне.

2)      Экскурсия в парк, наблюдения.

     

«РАННЯЯ ВЕСНА»

 

Ход занятия

 

Часть 1

 

Организационный момент

 

(Дети выходят на ковер, здороваются с гостями).

 

Воспитатель:

«Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня мы встречаем ее у себя в группе»  (предлагает детям обратить внимание на оформление группы).

 

Воспитатель: (загадывает детям загадки):

 

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

                                               (Солнце)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

                                      (Весна)

 

 

Дети: Весной!

 

Воспитатель: Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне.

 

Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

 

Дети читают стихи, которые ранее разучивались в группе.

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

                                   И. Плещеев

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

 

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

                                   С. Маршак

 

 

 

Воспитатель продолжает беседу о весне. К беседе можно предложить, следующие вопросы (за правильный ответ ребенок получает вырезанного из картона «солнечного зайчика»):

 

1. С чего же начинается весна, ребята? (Дети должны перечислить различные признаки весны: капель, на проталинах пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы, день становится длиннее.)

 

2. А какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.)

   

Часть 2

 

Рассматривание Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?

 

Дети: Ранняя.

 

Воспитатель: А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Дети перечисляют, какие приметы ратей весны они увидели на картине: снег еще не весь растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нем видны проталины; грачи прилетели.

 

Воспитатель: Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. А что они делают?

 

Дети: Грачи чинят свои старые гнезда или строят новые?

 

Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнезда?

 

Дети: Из веток.

 

Воспитатель: Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?

 

Дети: Весна, ранняя весна.

 

Воспитатель: Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».

 

После беседы целесообразно включить в занятие физкультминутку:Хочу такой сайт

 

Дети выходят на середину комнаты. Воспитатель в центре.

 

На широкий луг пришли,

 

(руки в стороны)

Много мы цветов нашли,

 

(наклоны вперед)

Мы по лугу погуляли,

 

(поворот вокруг оси)

И попрыгали, и поиграли,

 

(прыжки)

А теперь домой пойдем,

 

(ходьба)

Через ручей мы перейдем

 

 

     

Часть 3

 

Работа над подбором определений

 

Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:

 

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед.

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

     

Воспитатель задает детям вопросы:

            — Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?

            — Как он описал снег?

            — Какой снег весной?

            — Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?

            — Какими словами он рассказывает о весеннем небе?

            — Какие слова вам запомнились? Воспитатель читает отрывок еще раз.

            — Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)

            — А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст.)

            — А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)

            — Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)

            — А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.

            — А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми, радостными, довольными, смеющимися.)

            — Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим)

            — Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными, недовольными, грустными. )

     

Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных

 

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на улицу.

 

            Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.

 

            — Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка?

            — Шерстяная — варежка, а про носок мы скажем — ...шерстяной.

            — А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»

 

            Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек); валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».

            — Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.)

            — А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.

Даю вам честное слово:                                            

Вчера в половине шестого    

Я видел сорок без ... ботинок и ...чулок.              

И щенков без  ...  носков,     

И синичек ... тапочек и ... рукавичек.                   

 

Игра

 

А теперь поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».

 

Действие происходит на фоне макетов березы и рябины.

 

Дети берут силуэты грачей и выполняют действия согласно указаниям воспитателя.

 

– Ранней весной в рощу грачи прилетели.

 

– Низко над землей пролетели.

 

– Друг к дугу подлетели.

 

Погалдели (гра –  гра – гра …).

 

Разлетелись в разные стороны.

 

– На рябину взлетели.

 

– С рябины на березу перелетели.

 

– Вокруг березы облетели.

 

– В гнездо залетели.

 

– И снова  (гра –  гра – гра …).

 

– Из гнезда вылетели.

 

– Над землею покружили.

 

– И в поле кормиться улетели.

 

Игра закончена. Дети садятся на свои места.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.05.2020

Дата обновления: 18.05.2020

Дата публикации: 18.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».