Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие». Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА»
18.05.2020
Задачи:
Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в
природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и
развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников),
изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилете птиц, гнездовании;
учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни
растений (с наступлением весны день становится теплее, длиннее; оттаивает
земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для
животных появилось больше пиши; возвращаются и вьют гнезда перелетные птицы; у
животных появляются детеныши). Активизировать употребление в речи глаголов,
трудных форм родительного падежа множественного числа существительных по теме.
Демонстрационный материал.
1)
Иллюстрации по теме: ветка
с почками, ветка с листочками.
2)
Картинки с изображениями
предметов одежды: носков, рукавичек, шарфов, валенок и т.д.
3)
Макеты деревьев: березы,
рябины.
4)
Картина А. Саврасова
«Грачи прилетели».
Предварительная работа.
1)
Чтение литературных
произведений и стихов о весне.
2)
Экскурсия в парк,
наблюдения.
«РАННЯЯ ВЕСНА»
Ход занятия
Часть
1
Организационный момент
(Дети
выходят на ковер, здороваются с гостями).
Воспитатель:
«Ребята, мы долго готовились к встрече весны, и вот, наконец, сегодня
мы встречаем ее у себя в группе» (предлагает
детям обратить внимание на оформление группы).
Воспитатель: (загадывает
детям загадки):
Доброе,
хорошее, На людей
глядит, А людям
на себя Глядеть
не велит. (Солнце) |
Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
|
Дети:
Весной!
Воспитатель:
Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня
пойдет о весне, о ранней весне.
Весну издавна любил народ. Люди
называли ее «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может
вспомнить и прочесть нам стихи о весне?
Дети читают стихи, которые ранее
разучивались в группе.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И.
Плещеев |
К нам весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны, Видно очень тёплые Ноги у весны. И.
Токмакова |
Растекайтесь, ручьи, разливайтесь,
лужи! Вылезайте, муравьи, после зимней
стужи! Пробирается медведь сквозь лесной
валежник. Стали птицы песни петь, и расцвел
подснежник! С. Маршак |
Воспитатель продолжает беседу о весне.
К беседе можно предложить, следующие вопросы (за правильный ответ ребенок
получает вырезанного из картона «солнечного зайчика»):
1. С чего же начинается весна, ребята?
(Дети должны перечислить различные признаки весны: капель, на проталинах
пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы:
подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные
птицы, день становится длиннее.)
2. А
какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, журавли, скворцы, ласточки,
жаворонки.)
Часть
2
Рассматривание
Картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник И.
Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?
Дети:
Ранняя.
Воспитатель: А
как вы определили, что это именно ранняя весна?
Дети перечисляют, какие приметы ратей
весны они увидели на картине: снег еще не весь растаял, но он уже не белый, как
зимой, а грязный, на нем видны проталины; грачи прилетели.
Воспитатель:
Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц.
А что они делают?
Дети:
Грачи чинят свои старые гнезда или строят новые?
Воспитатель:
А из чего грачи строят свои гнезда?
Дети:
Из веток.
Воспитатель:
Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как
можно назвать эту картину?
Дети:
Весна, ранняя весна.
Воспитатель:
Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
После беседы целесообразно включить в
занятие физкультминутку:
Дети выходят на середину комнаты.
Воспитатель в центре.
На широкий луг пришли, |
|
(руки
в стороны) |
Много мы цветов нашли, |
|
(наклоны
вперед) |
Мы по лугу погуляли, |
|
(поворот
вокруг оси) |
И попрыгали, и поиграли, |
|
(прыжки) |
А теперь домой пойдем, |
|
(ходьба) |
Через ручей мы перейдем |
|
|
Часть
3
Работа
над подбором определений
Воспитатель читает отрывок из стихов о
весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед.
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
—
Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о
весне?
—
Как он описал снег?
—
Какой снег весной?
—
Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
—
Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
—
Какие слова вам запомнились? Воспитатель читает отрывок еще раз.
—
Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать.
Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный,
почерневший.)
—
А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется
ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется? (Это наст.)
—
А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег
сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает,
превращаясь в ледяную корочку.)
—
Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор
слов.)
—
А теперь послушайте. Один раз ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали
площадку от остатков снега, пускали кораблики в ручейке. Погода была солнечная.
В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
—
А как еще, по-другому можно сказать о детях, какие они были? (Веселыми,
радостными, довольными, смеющимися.)
—
Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну и
увидели, что погода испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у
детей? (Плохим)
—
Как еще, по-другому можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными,
растерянными, недовольными, грустными. )
Трудные формы родительного падежа
множественного числа существительных
Воспитатель:
Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то
по-прежнему должны одеваться тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и
метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся
на улицу.
Воспитатель
показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек), валенок,
ботинок, сапог, пальто, шарфов.
—
Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная — это носок или варежка?
—
Шерстяная — варежка, а про носок мы
скажем — ...шерстяной.
—
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?»
Воспитатель
размещает на фланелеграфе картинки с изображением носков, рукавичек (варежек);
валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала дети перечисляют, что
нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и
убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на
фланелеграфе. За правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».
—
Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок,
варежек, рукавичек и т.д.)
—
А теперь вам в подарок — шуточное стихотворение: я буду вам
его читать, а вы помогайте мне, заканчивайте предложения. Вам в помощь
картинки-подсказки.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел сорок без ... ботинок и
...чулок.
И щенков без ...
носков,
И синичек
... тапочек и ... рукавичек.
Игра
А теперь
поиграем в подвижную игру «Грачи прилетели».
Действие
происходит на фоне макетов березы и рябины.
Дети берут
силуэты грачей и выполняют действия согласно указаниям воспитателя.
– Ранней
весной в рощу грачи прилетели.
– Низко над
землей пролетели.
– Друг к
дугу подлетели.
– Погалдели (гра – гра – гра …).
– Разлетелись в разные стороны.
– На рябину взлетели.
– С рябины
на березу перелетели.
– Вокруг
березы облетели.
– В гнездо залетели.
– И
снова (гра – гра – гра …).
– Из гнезда вылетели.
– Над землею
покружили.
– И в поле
кормиться улетели.
Игра
закончена. Дети садятся на свои места.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2020
Дата обновления: 18.05.2020
Дата публикации: 18.05.2020