29.06.2020
Основы воспитания детей закладываются в
дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа
с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме.
Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать.
И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся
явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок
встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул
зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо
полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг
ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить
своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно
возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к
сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После
того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже
жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей
опасностью.
Так, например, поднеся в своей руке
руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые
впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную
необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские
впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать
опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети
часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их
поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного
характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со
стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги,
электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он
не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло
подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство
может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание
родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или)
выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится
большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя,
устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем
разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к
самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.
Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок
уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не
случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо
сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью
отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует
обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями,
свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми
запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта,
поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и,
тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети
начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и
открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх
огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без
разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом
совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание
детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
-
Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что
там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
-
Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой –
голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае
пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
-
Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из
мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно
рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и
спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время
пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя
и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом
поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные
истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и
пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша
тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в
помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства,
помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он
видит пламя, то нужно:
-
звать
на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном
телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа,
родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
-
в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой,
использую пожарный гидрант или огнетушители;
-
не тушить огонь в квартире самостоятельно;
-
выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж
невысокий и окно свободно открывается;
-
ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
-
если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым
не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в
виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной
безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с
детьми, для профилактики пожарной безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.06.2020
Дата обновления: 29.06.2020
Дата публикации: 29.06.2020