Адаптация ребенка (1,5-2 лет) в детском саду
07.07.2020
Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые
выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада.
Что такое адаптация?
- Вхождение в новую среду и приспособление к новым
условиям социального существования, к новому режиму.
- Комплекс процессов и действий, направленных на
приспособление к изменяющимся условиям существования.
Уровни адаптации:
Психологический уровень адаптации (предстоит
привыкнуть)
• К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)
• Большому количеству новых людей и необходимости с ними
взаимодействовать
• Необходимости в одиночку справляться со своими
проблемами
• Необходимости отстаивать свое личное пространство
Физиологический (надо привыкнуть)
• К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости
сидеть, слушать, выполнять команды)
• Невозможности уединения
• Необходимости самоограничений
• Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Степени адаптации
В зависимости от длительности адаптационного периода различают
три
степени адаптации
ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
20- 40 дней – адаптация средней тяжести
от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация
Три степени тяжести прохождения адаптационного периода
• Легкая адаптация - к
20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально
ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на
контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без
осложнений. Вес без изменений.
• Средняя адаптация -
поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой
активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти
дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.
• Тяжелая адаптация -
характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и
дольше) и
тяжестью всех проявлений.
Факторы, мешающие адаптации
малыша к детскому саду:
- Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
- Чрезмерная тревожность родителей;
- Нежелание взрослых давать большую самостоятельность
малышу;
- Воспитание ребенка в духе
вседозволенности;
- Неврологическая симптоматика у ребенка:
астеничность, гиперактивность и т. п. ;
- Болезненность малыша;
- Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок
начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода)
«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет, капризничает каждый раз,
когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто
говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать,
говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но
"так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в
школы". Ребенок, который открыто
протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если
родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными
в том, что садик - хороший выбор для их ребенка.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой
сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так
стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там
ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку
похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома
может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего
воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с
ним дома борюсь, а там – «Какой у
вас самостоятельный, развитый ребенок!». Дело в
том, что в садике ребенок часто
видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает
болеть буквально с первых дней посещения садика:
«неделя в садике - неделя (а порой
и две) дома».
Многие родители сетуют на садик: мол,
недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело
в конкретном садике, родители переводят ребенка в
другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему?
Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к
самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и
психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда
помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно
те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно,
словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети,
они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются
их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно,
организм дает эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома. Многие
родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и
становится активнее, разговорчивее, взрослее.
Помните, что с началом посещения детского сада
ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям
важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому
старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите
вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как
пошел в детский сад, каким он стал сильным,
смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте
нежны, терпеливы и доброжелательны.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.07.2020
Дата обновления: 07.07.2020
Дата публикации: 07.07.2020