Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
13.07.2020
Адаптация детей раннего возраста
Ваш малыш переступает порог детского сада. В
жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском
саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например,
дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению
физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую,
средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго.
В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в
течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к
новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период
адаптации.
При адаптации средней тяжести
эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении
первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными
инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо
осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая
адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно
(иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо
переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо
проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет
как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и
длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
1. Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в
возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче
могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к
этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь
взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
2. Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый
ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
3. Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно
заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
4. Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному
ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,
отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным
протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит,
сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие,
наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования
воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят,
спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться
несколько недель.
5. Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и
навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со
взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок
приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития,
то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного
учреждения.
6. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со
сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе.
Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.
Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные
условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче
привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось
доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям
взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное
поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо
переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки,
поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с
водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в
другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок
расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около
пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует
растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно
насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают
слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится
рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием
включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На
руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить
и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые
глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры
они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.
Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения,
ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители чаще играйте со
своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию
к детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.07.2020
Дата обновления: 13.07.2020
Дата публикации: 13.07.2020