Адаптация детей раннего возраста
23.07.2020
Скоро, совсем скоро ваш малыш
переступит порог детского сада. У маленького человека наступает новый этап в
жизни. Интересный, насыщенный событиями. С праздниками и появлением друзей. Но
это чуть позже, а пока… В жизни ребенка наступает самый сложный период за все
его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс
вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например,
дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального
состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития,
потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют
три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится
недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с
детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере
привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не
заболевает в период адаптации.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение
двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели
налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним
плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается
ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.
Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес
к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого.
Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания
взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без
осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в
деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка
нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления
он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится
7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Средняя степень адаптации. Нарушения в
общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь
через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через
20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение
всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в
ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при
расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может
быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность
замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра
ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз,
сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько
снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в
отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под
глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух
недель.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное
состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится
несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания,
часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая
адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие
детей. В этот период ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет
во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения
стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно
плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ.
Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического
взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию.
Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место
задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность
адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей
каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный
период пройдёт довольно легко и быстро. Другой
медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие
разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то
делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой
отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени,
чтоб привыкнуть к новой обстановке.
От
чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка. Труднее адаптируются
к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет
дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это
объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными,
хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных
условиях.
· состояния здоровья и уровня развития
ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной
адаптации.
· сформированности предметной
деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
· индивидуальных особенностей. Дети
одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые
дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько
дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с
интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни
с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в
играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в семье. Это создание
режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование
у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с
игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и
т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
· уровня тренированности адаптационных
механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не
происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от
ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад
неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых,
выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно,
чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение
положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными
показателями окончания периода адаптации у детей являются:
·
хороший аппетит;
·
бодрое эмоциональное состояние;
·
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
·
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Советы
родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ
1) первый раз привести ребенка в
детский сад только для знакомства с группой и воспитателем, не оставлять
одного;
2) постепенно увеличивать время пребывания
ребенка в детском саду, не оставлять сразу на целый день! Прислушиваться к
советам воспитателя. Педагог всегда расскажет о том, как чувствовал ребенок
себя в детском саду в течение проведенного времени, готов ли он остаться на сон
и т.д.
3) самим забирать ребенка из детского
сада на протяжении всего адаптационного периода;
4) рассказать воспитателю и
медперсоналу ДОУ об особенностях и привычках ребенка (какие нравятся сказки, во
что любит играть, как реагирует на громкие звуки, большое количество людей, от
чего плачет и т. д.);
5) принести из дома игрушку,
фотографию, книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел
хоть что-то из Привычной ему обстановки;
6) обязательно расспрашивать ребенка о
том, как прошел его день в ДОУ, похвалить его за поведение, удачи.
7) в выходные, период болезни и другие
дни, когда ребенок находится вне детского сада, уделять ему достаточно
внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным;
8) не переводить малыша в другой
детский сад;
Эти меры помогут детям быстрее пройти
период адаптации и вернуться в привычное физиологическое и психическое
состояние.
Для того чтобы у ребенка сложился
положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно
отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера,
режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое
личное отношение. Психологическая готовность к посещению ДОУ - один из
важнейших показателей его психического и физического развития.
Удачной,
легкой Вам адаптации!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.07.2020
Дата обновления: 23.07.2020
Дата публикации: 23.07.2020