29.07.2020
Думаю, Вы согласитесь, что самые яркие
воспоминания из детства – это сказки, которые рассказывали мама или папа на
ночь. В сказках встречались веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным
воображением.
Эти воспоминания до сих пор дарят новым
поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир
детства.
Наверное, каждый родитель знает, что
сказки читать и рассказывать детям надо. Но каждый ли знает, почему надо?
Рассказывание/чтение сказок просто
необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков,
для его адаптации в социальном мире, для его духовной самореализации. Дело в
том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие
общечеловеческие знания.
Причем знания эти охватывают все
жизненные сферы человека:
•
Область отношений между людьми;
•
Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
•
Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
•
Рекомендации по противостоянию стрессу;
•
Типологии людей и способы влияния на них;
•
Духовное развитие человека;
•
Мужская и женская психология.
Образный, символический язык сказки
обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в
подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем
больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во
взрослой жизни.
В русском фольклоре множество сказок,
которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты
и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую.
Однако малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность
отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия
героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки –
делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что
способствует развитию речи и фонематического слуха.
Метафоричность и символизм сказки позволяют
развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир,
наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с
радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем,
творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как
реальность. Этого требует его внутренний мир.
Сказка позволяет ребенку в простой и
доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок
проецирует на сказочную ситуацию, получает возможность посмотреть на решение
проблем со стороны, а затем принять позитивный опыт героев как свой
собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности
читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована
жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать
жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии
поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только
уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу
кто ты”, – так можно перефразировать известную пословицу.
Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка,
можно многим помочь ребенку. У малыша есть сказка, которую он любит слушать
часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то
действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы.
Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев
– его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте
инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный
опыт, а Вам лучше понять ребенка.
Пристрастие ребенка к той или иной сказке
может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и
ставит перед собой новые задачи.
С помощью сказок можно воспитывать
ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера.
Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и
рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения
Буратино” и т. д.
Проанализируйте эмоциональную проблему
ребенка:
почему он тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где
герои, их приключения и подвиги будут помогать ему решать проблему (страх,
одиночество, неуверенность, грубость и т. д.) Придумайте сказочного героя,
слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету
появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ребенок
сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.07.2020
Дата обновления: 29.07.2020
Дата публикации: 29.07.2020