УТВЕРЖДЕНО:
Приказу
Заве
01.08.2022г.
«Детский сад № 16»
. Ю. Дрягина
Перспективный план работы педагога - психолога с семьями,
имеющими детей инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья
на 2022 - 2023 учебный год
г. Дегтярск
Пояснительная записка
Семья для ребенка - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь
развития его личности. От того, какая атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью
зависит от родителей. Несмотря на множество предложенных форм образования и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая
ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально
психологических и правовых задач. Поэтому обеспечение психологической поддержки
является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных
институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает
дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные
учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит
дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный
уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и
другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать
стремление родителей к изоляции от общества.
При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются
шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и
укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются
и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с
родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного
учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого
педагогического сопровождения.
Цель работы - обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с
семьей, воспитывающих детей с ОВЗ и семей, воспитывающих ребенка-инвалида,
привлечение родителей к коррекционно - развивающему и воспитательному процессу.
Задачи:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным
приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
3. Создание условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений,
способствующих развитию у детей самостоятельности и ответственности.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей
(лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Перспективный план работы педагога - психолога с семьями,
имеющими детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья на 2022 - 2023 учебный год
№
Формы взаимодействия
Тема
п/п
1 Мастер-класс для родителей,
памятки, буклеты
"Роль семьи в развитии
познавательных процессов
ребенка"
Содержание работы
Знакомить родителей с играми, которые
помогают развивать активность и
инициативу детей с нарушениями в
развитии, способствуют формированию
навыков самоорганизации
Сроки
реализации
Сентябрь
2
«Вместе развиваемся»
Совместное нахождение способов и
методов коррекционной помощи ребенку
Сентябрь
3
Родительское собрание
Возрастные особенности развития. Как
избежать кризисов
Сентябрь
4
Индивидуальные обучающие
консультации (разъяснение
этапов коррекционной
программы, демонстрация
приемов коррекционной
работы)
Помощь родителям в понимании задач
коррекционной работы и
понимание необходимости
взаимодействия со специалистами
(логопед, педагог - психолог) для их
решения
Один раз в 3
месяца
5
Консультация - практикум
Тема 1. «Мы и наш ребенок.
Поиски взаимопонимания»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Октябрь
6
Индивидуальные
консультации
«Особенности прохождения адаптации
ребенка в детском саду, на что обратить
внимание»
Октябрь
7
Индивидуальное
консультирование
Детская агрессия. Причины и пути
преодоления
Ноябрь
8
Индивидуальное
консультирование
«В школу с радостью. Результаты
диагностики готовности к школе. Пути
преодоления трудностей»
Ноябрь
9
Досуговые мероприятия
«Нам не скучно вместе»
Совместное участие в конкурсах,
творческих выставках
Ноябрь
10
Консультация - практикум
Тема 2. «Чувства родителей и
чувства детей. Как слушать
ребёнка»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Ноябрь
11
Индивидуальные
консультации
«Эмоциональная поддержка ребенка в
семье»
Ноябрь
12
Обучающее
консультирование
Посещение родителями мастер-классов с
демонстрацией коррекционно -
Декабрь
развивающих заданий, игр и упражнений
13
Беседа «Организация четкого
распорядка дня»
Отметить важность соблюдения
распорядка дня в жизни ребенка,
имеющего статус ОВЗ
Декабрь
14
Индивидуальные
консультации
«Воспитание без наказаний. За или
против?»
Январь
15
Выставка - информация
Компьютерные игры в детском возрасте:
польза или вред?»
Январь
16
Консультация - практикум
Тема 3. «Типы семейного
воспитания. Возможности
изменения стиля
родительского отношения к
детям»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Февраль
17
Семинар по правовому
просвещению родителей
«Правовая защита»
Ознакомление родителей с Федеральным
законом РФ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»
Февраль
18
Индивидуальные
консультации
«Дома не скучаем! Рука развивает мозг,
или во что играть с моим ребенком»
Февраль
19
Консультация - практикум
Тема 4 «Формирование
самостоятельности и
ответственности. Что делать,
если он не хочет»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Март
20
Советы родителям
«Сенсорное развитие - это важно!»
Март
21
«Полезная литература»
В помощь родителям,
имеющим детей с ОВЗ и
детей - инвалидов
Знакомить с литературой, которая
Март
22
Индивидуальные
консультации
«Как влияет гиперопека на развитие
ребенка»
Апрель
23
Консультация - практикум
Тема 5. «Как разрешать
конфликты. Путь к
бесконфликтной дисциплине»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Апрель
24
Индивидуальные
консультации
«Взаимоотношения с ребенком. Советы
родителям»
Май
25
Открытые мероприятия
Май
26
Консультация - практикум
Тема 6. «Непослушный
Посещение родителями открытых
мероприятий, посвященных «Дню защиты
детей»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Июнь
ребёнок. Мотивы «плохого»
поведения»
27
Мини-лекция с проведением
практической работы
«Формирование моторных навыков и
навыков самообслуживания»
Июнь
28
Обучающий лекторий
«Использование
нейрогимнастики в работе с
детьми с ОВЗ»
Показ упражнений, выставка литературы,
развивающих тетрадей
Июль
29
Консультация - практикум
Тема 7. «Все дети
талантливы. Уникальность
вашего ребёнка»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Июль
30
Папка - передвижка
«Игры и игровые упражнения на развитие
внимания»
Август
31
Беседа с родителями,
обсуждение
«Формируем навыки эффективного
общения с неговорящим ребенком»
Август
32
Консультация - практикум
Тема 8. «Семейная игротека.
Играем вместе с ребёнком»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.
Август