Перспективный план работы педагога-психолога с семьями, имеющими детей-инвалидов и детей с ОВЗ

УТВЕРЖДЕНО:
Приказу
Заве

01.08.2022г.
«Детский сад № 16»
. Ю. Дрягина

Перспективный план работы педагога - психолога с семьями,
имеющими детей инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья
на 2022 - 2023 учебный год

г. Дегтярск

Пояснительная записка
Семья для ребенка - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь
развития его личности. От того, какая атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью
зависит от родителей. Несмотря на множество предложенных форм образования и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая
ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально­
психологических и правовых задач. Поэтому обеспечение психологической поддержки
является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных
институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает
дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные
учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит
дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный
уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и
другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать
стремление родителей к изоляции от общества.
При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются
шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и
укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются
и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с
родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного
учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого­
педагогического сопровождения.
Цель работы - обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с
семьей, воспитывающих детей с ОВЗ и семей, воспитывающих ребенка-инвалида,
привлечение родителей к коррекционно - развивающему и воспитательному процессу.
Задачи:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным
приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
3. Создание условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений,
способствующих развитию у детей самостоятельности и ответственности.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей
(лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.

Перспективный план работы педагога - психолога с семьями,
имеющими детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья на 2022 - 2023 учебный год
№
Формы взаимодействия
Тема
п/п
1 Мастер-класс для родителей,
памятки, буклеты
"Роль семьи в развитии
познавательных процессов
ребенка"

Содержание работы
Знакомить родителей с играми, которые
помогают развивать активность и
инициативу детей с нарушениями в
развитии, способствуют формированию
навыков самоорганизации

Сроки
реализации
Сентябрь

2

«Вместе развиваемся»

Совместное нахождение способов и
методов коррекционной помощи ребенку

Сентябрь

3

Родительское собрание

Возрастные особенности развития. Как
избежать кризисов

Сентябрь

4

Индивидуальные обучающие
консультации (разъяснение
этапов коррекционной
программы, демонстрация
приемов коррекционной
работы)

Помощь родителям в понимании задач
коррекционной работы и
понимание необходимости
взаимодействия со специалистами
(логопед, педагог - психолог) для их
решения

Один раз в 3
месяца

5

Консультация - практикум
Тема 1. «Мы и наш ребенок.
Поиски взаимопонимания»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Октябрь

6

Индивидуальные
консультации

«Особенности прохождения адаптации
ребенка в детском саду, на что обратить
внимание»

Октябрь

7

Индивидуальное
консультирование

Детская агрессия. Причины и пути
преодоления

Ноябрь

8

Индивидуальное
консультирование

«В школу с радостью. Результаты
диагностики готовности к школе. Пути
преодоления трудностей»

Ноябрь

9

Досуговые мероприятия
«Нам не скучно вместе»

Совместное участие в конкурсах,
творческих выставках

Ноябрь

10

Консультация - практикум
Тема 2. «Чувства родителей и
чувства детей. Как слушать
ребёнка»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Ноябрь

11

Индивидуальные
консультации

«Эмоциональная поддержка ребенка в
семье»

Ноябрь

12

Обучающее
консультирование

Посещение родителями мастер-классов с
демонстрацией коррекционно -

Декабрь

развивающих заданий, игр и упражнений
13

Беседа «Организация четкого
распорядка дня»

Отметить важность соблюдения
распорядка дня в жизни ребенка,
имеющего статус ОВЗ

Декабрь

14

Индивидуальные
консультации

«Воспитание без наказаний. За или
против?»

Январь

15

Выставка - информация

Компьютерные игры в детском возрасте:
польза или вред?»

Январь

16

Консультация - практикум
Тема 3. «Типы семейного
воспитания. Возможности
изменения стиля
родительского отношения к
детям»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Февраль

17

Семинар по правовому
просвещению родителей
«Правовая защита»

Ознакомление родителей с Федеральным
законом РФ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»

Февраль

18

Индивидуальные
консультации

«Дома не скучаем! Рука развивает мозг,
или во что играть с моим ребенком»

Февраль

19

Консультация - практикум
Тема 4 «Формирование
самостоятельности и
ответственности. Что делать,
если он не хочет»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Март

20

Советы родителям

«Сенсорное развитие - это важно!»

Март

21

«Полезная литература»
В помощь родителям,
имеющим детей с ОВЗ и
детей - инвалидов

Знакомить с литературой, которая

Март

22

Индивидуальные
консультации

«Как влияет гиперопека на развитие
ребенка»

Апрель

23

Консультация - практикум
Тема 5. «Как разрешать
конфликты. Путь к
бесконфликтной дисциплине»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Апрель

24

Индивидуальные
консультации

«Взаимоотношения с ребенком. Советы
родителям»

Май

25

Открытые мероприятия

Май

26

Консультация - практикум
Тема 6. «Непослушный

Посещение родителями открытых
мероприятий, посвященных «Дню защиты
детей»
Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Июнь

ребёнок. Мотивы «плохого»
поведения»
27

Мини-лекция с проведением
практической работы

«Формирование моторных навыков и
навыков самообслуживания»

Июнь

28

Обучающий лекторий
«Использование
нейрогимнастики в работе с
детьми с ОВЗ»

Показ упражнений, выставка литературы,
развивающих тетрадей

Июль

29

Консультация - практикум
Тема 7. «Все дети
талантливы. Уникальность
вашего ребёнка»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Июль

30

Папка - передвижка

«Игры и игровые упражнения на развитие
внимания»

Август

31

Беседа с родителями,
обсуждение

«Формируем навыки эффективного
общения с неговорящим ребенком»

Август

32

Консультация - практикум
Тема 8. «Семейная игротека.
Играем вместе с ребёнком»

Групповая консультаций с элементами
психологического тренинга.

Август


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».