ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ (материал для печати)

17.06.2024

Основной целью коррекционной работы  при  нарушении  произношения звуков  является   формирование   умений  и  навыков   правильного воспроизведения   звуков   в   речевом  потоке.

          На  определенном  этапе  процесса  автоматизации  корректируемого  звука  ребенку   предлагается  работа  с  «чистоговорками»:   выучить  двустишие  или  четверостишие,  насыщенное  корректируемым  звуком  и  повторять  его  многократно  в  течение  нескольких  дней   (такое  задание  ребенок  выполняет  дома  под  контролем  родителей).

          Для   детей  с   ФФНР  или  ФНР  заучивание  текста  не  представляет особой  сложности,  но  для  детей  с  ОНР  заучивание  даже  простого  двустишия  вызывает  определенные  трудности. Известно,  что  дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.  Поэтому  очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к  подобной  учебной  деятельности.

              Практика  показывает,  что для точного повторения стихотворного текста  и  скороговорок   достаточно схематичного изображения отдельных частей.  Здесь  помогает  мнемотехника.  Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс   автоматизации   и дифференциации  поставленных  звуков, облегчает  запоминание   и последующее   воспроизведение   целостного   образа   в   рифмованной форме.

        Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения   ранее полученных знаний, умений и навыков.

          При формировании правильного произношения с применением мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку   в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки.

         При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение,  символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

       Мнемотаблицы  могут  служить   дополнением  к  логографическим  упражнениям,  т.к.  помогают  усвоить  речевой  материал  (чистоговорки),  представленный  в  этих  заданиях.

 

Как  работать  с   мнемотаблицей

1 шаг.    Внимательное   рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней  изображены,  многократное  проговаривание  названий  картинок  с  корректируемым  звуком  в  таблице.

2 шаг.    Чтение  взрослым  скороговорки,  указывая  на  подходящую  картинку  по  тексту  (начало  указано  красным  крестиком, к  каждой  последующей  картинке  ведет  красная  стрелка). Повторить  несколько  раз.

3 шаг.    Взрослый  с  помощью  ребенка    по  очереди   воспроизводят  часть  текста,  соответствующую  картинке. Повторить  несколько  раз. Затем  меняется  очередность.

4 шаг.    Ребенок  самостоятельно  воспроизводит  текст,  пользуясь  мнемотаблицей.

5 шаг.    Ребенок  самостоятельно воспроизводит  текст  без  помощи  мнемотаблицы.Хочу такой сайт

6 шаг.    Игра  «Задом – наперед» (если  это  возможно) :  пользуясь мнемотаблицей, ребенок  начинает  с  последней  картинки  воспроизводить  текст,  который  в  конечном  итоге  должен  иметь  тот  же  смысл,  что  и  первоначальный  вариант.

 Например:

Маша  шила  для  мартышки                                 

Шубу,  шапку  и  штанишки.    


(наоборот)                    

Штанишки, шапку  и  шубку  для мартышки  шила Маша.

 

На  каждом  этапе  работы  по  мнемотаблице  взрослый  контролирует  произношение корректируемого звука

Просмотров всего: , сегодня:

мнемотаблицы на Л Р.pdf (скачать) (посмотреть)
мнемотаблицы на С Ц ШС.pdf (скачать) (посмотреть)
мнемотаблицы на Ш Ч.pdf (скачать) (посмотреть)
литература.docx (скачать)

Дата создания: 17.06.2024

Дата обновления: 17.06.2024

Дата публикации: 17.06.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».