ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ (материал для печати)
17.06.2024
Основной целью
коррекционной работы при нарушении произношения звуков является
формирование умений и навыков
правильного воспроизведения звуков
в речевом потоке.
На
определенном этапе процесса автоматизации
корректируемого звука ребенку
предлагается работа с
«чистоговорками»: выучить двустишие
или четверостишие, насыщенное
корректируемым звуком и
повторять его многократно в
течение нескольких дней
(такое задание ребенок
выполняет дома под
контролем родителей).
Для
детей с ФФНР
или ФНР заучивание
текста не представляет особой сложности,
но для детей
с ОНР заучивание
даже простого двустишия
вызывает определенные трудности. Известно, что
дети с речевыми нарушениями не
любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами
запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое
утомление и отрицательные эмоции.
Поэтому очень важно пробудить у
детей с такой патологией интерес к
подобной учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворного
текста и скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных
частей. Здесь помогает мнемотехника. Использование системы мнемотехники позволяет
ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных
звуков, облегчает запоминание и
последующее воспроизведение целостного
образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных
приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования
дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает
значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается
взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием
обходного пути, ассоциативного воспроизведения
ранее полученных знаний, умений и
навыков.
При формировании правильного
произношения с применением мнемотехники происходит развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием
речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической
информацией и производить ее перекодировку
в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое
высказывание, ребенок учится читать рисунки.
При разучивании стихотворений суть
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение,
символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком.
Мнемотаблицы могут
служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к.
помогают усвоить речевой
материал (чистоговорки), представленный в
этих заданиях.
Как работать
с мнемотаблицей
1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок,
которые на ней изображены, многократное
проговаривание названий картинок
с корректируемым звуком
в таблице.
2 шаг. Чтение
взрослым скороговорки, указывая
на подходящую картинку
по тексту (начало
указано красным крестиком, к
каждой последующей картинке
ведет красная стрелка). Повторить несколько
раз.
3 шаг. Взрослый с
помощью ребенка по
очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько
раз. Затем меняется очередность.
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит
текст, пользуясь мнемотаблицей.
5 шаг. Ребенок
самостоятельно воспроизводит
текст без помощи
мнемотаблицы.
6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это
возможно) : пользуясь мнемотаблицей,
ребенок начинает с
последней картинки воспроизводить текст,
который в конечном
итоге должен иметь
тот же смысл,
что и первоначальный вариант.
Например:
Маша шила
для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
(наоборот)
Штанишки, шапку и шубку для мартышки шила Маша.
![](file:///C:/Users/INGA/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.gif)
На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2024
Дата обновления: 17.06.2024
Дата публикации: 17.06.2024