Что такое "АДАПТАЦИЯ ребенка в детском саду""
07.07.2020
Что такое адаптация?
- Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям
социального существования, к новому режиму.
- Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление
к изменяющимся условиям существования.
Уровни адаптации:
Психологический
уровень адаптации (предстоит
привыкнуть)
• К
отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)
•
Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
•
Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
•
Необходимости отстаивать свое личное пространство
Физиологический (надо
привыкнуть)
• К
новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости
сидеть, слушать, выполнять команды)
•
Невозможности уединения
•
Необходимости самоограничений
•
Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Степени адаптации
В зависимости от длительности адаптационного периода
различают три степени адаптации ребенка
к детскому саду:
1 - 16 дней -
легкая адаптация
20 - 40 дней
– адаптация средней тяжести
от 40 до 64 дней –
тяжелая адаптация
Три степени тяжести прохождения адаптационного
периода
• Легкая адаптация -
к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок
нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и
взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не
более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
• Средняя адаптация -
поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление
речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза
сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько
снизился.
• Тяжелая адаптация -
характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев
и дольше) и тяжестью всех проявлений.
Факторы, мешающие адаптации малыша к
детскому садику:
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в
духу вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка:
астеничность, гиперактивность и т. п.
Болезненность малыша;
Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок
начинает ходить в детский сад (начало адаптационного
периода)
«НЕ
ХОЧУ!» Ребенок плачет,
капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто
говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать,
говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но
«так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы». Ребенок,
который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется,
если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь
уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка.
ДОМА
- КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не
такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо
лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница
говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я
за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в
одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих
усилий пользуются воспитатели в садике: я
с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас
самостоятельный, развитый ребенок!».
Дело в том, что в садике ребенок часто
видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
ЧАСТЫЕ
БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с
первых дней посещения садика:
«неделя в садике - неделя (а порой и две) дома».
Многие
родители сетуют на садик:
мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что
дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в
третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не
садик, а сама ситуация перехода ребенка к
самостоятельному пребыванию где-то без родителей.
Как
известно, физическое и психическое развитие ребенка
взаимосвязаны, и организм ребенка иногда
помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно
те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно,
словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети,
они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются
их не расстраивать. Но если адаптация для
такого ребенка происходит сложно, организм дает
эмоциям «передышку»: ребенок
болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько
месяцев после того, как ребенок пошел в
садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее,
взрослее.
Помните,
что с началом посещения детского сада
ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям
важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому
старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите
вместе мультики, делайте домашнюю работу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.07.2020
Дата обновления: 07.07.2020
Дата публикации: 07.07.2020