Проект "Золотая осень"

30.06.2022

Информационная карта проекта

 

Полное название проекта: «Золотая осень»

Автор проекта: воспитатель Ахмерова Ольга Леонидовна

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: информационно творческий-творческий

Вид проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: у детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Актуальность: дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы.  Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.   В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года  осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества.

     Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.

Задачи проекта для детей:

Образовательные:

·         познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе, происходящими осенью;

·         расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

·         расширять и активизировать словарный запас детей;

·         формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивающие:

·         развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

·         развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;

·         развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

·         формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;

·         формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.

Воспитательные:

·         воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

·         воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);

·         воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей:

1. Советы по формированию экологического воспитания у детей

2. Конкурс-выставка «Чудо осени» из поделок природного материала

3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

 Форма проведения итогового мероприятия проекта: осенний праздник

Название итогового мероприятия проекта: «Солнышко и тучка»

 Продукты проекта для детей:

1. Выставка детских работ

Продукты проекта для родителей:

1. Выставка поделок «Чудо природы»

2. Консультация для родителей «Осенняя одежда на прогулку»

3. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе.

2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.

3. Развить творческие способности у детей.

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

 

Этапы проектной деятельности:

1 этап Подготовительный:

1. Составление плана работы над проектом

2. Сбор материала необходимого для реализации проекта

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта

4. Изготовление дидактических игр и пособий

5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме

 

2 этап Основной:

Виды деятельности

Название видов деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

«Оденем куклу на прогулку»

«Сварим суп из овощей»

«Магазин овощей»

Дидактические игры

«Какое время года»

«Найди такой же листик»

«Лото» «Овощи и фрукты»

«Что растет на грядке»

«Собери картинку (разрезные овощи)»

Коммуникативная деятельность

Беседы

«Осень в гости к нам пришла»

 «Какая сегодня погода»

«Дары осени»

«Как изменилась одежда людей»

Рассматривание картин

«Прогулка в лесу»

«Уборка урожая»

Составление рассказа по картинке

«Осень в лесу»

Загадки об овощах

 

Двигательная деятельность

Подвижные игры

«Солнышко и дождик»

«У медведя во бору»

«Листопад»

«Мы – осенние листочки»

Пальчиковые игры

«Вышли пальчики гулять»

«Мы капусту рубим»

«Грибы»

Физминутки

«Мы- листики осенние»

«Ветер дует нам в лицо»

«Ходит осень по дорожке»

Изобразительная деятельность

Рисование

«Разноцветные листья»

«Картошка и свекла»

«Рябина»

Лепка

«Овощи»

«Грибы для ежика»

Аппликация

«Грибочки»

Восприятие художественной литературы

Чтение художественной литературы

А. Блок «Зайчик»

З. Александрова «Дождик»

А.К. Бальмонт «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила»

А. Босев «Дождь»

Ю. Тувим «Овощи»

Русская народная сказка

«Вершки и корешки»

Загадки

 

Экскурсии и целевые прогулки

Прогулки по территории детского сада

Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада

Презентация проекта

«Золотая осень»

3 этап Заключительный:

1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе, происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.

2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.

3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Осенний праздник «Солнышко и тучка»

 

Дети под музыку входят в зал

Ведущий.   Ребята! Сегодня мы с вами провожаем осень!

Листья солнцем налились, листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели и по ветру полетели….

Зашуршали по кустам…видно их и тут, и там,

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит!

      Савва.  Листочки все осенним днем красивые такие,

Давайте песенку споем про листья золотые!

Вера.  Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят, и летят, летят, летят!

Песня «Осень»

Ведущий.   Желтый коврик под ногами – это осень, между нами,

Ходит золотая, листьями играя!

Песня. «Листик, листик, золотой»

Игра «Собери листья»

Артем.  Раз, два, три, четыре, пять

Вышел дождик погулять

Он по крыше пробежал,

К нам в окошко постучал

Песня «Тучка»

Выбегает тучка

Тучка (Наташа)   Я – тучка осенняя, синяя – синяя,

Пусть небольшая, но очень сильная!

Если только захочу – всех вас дождиком смочу

Танец «Тучка»

Ведущий.   Тучка, тучка, подожди! Убери свои дожди!

Мы про солнце песню знаем, и тебе ее подарим!

Песня «Солнышко»

Выбегает солнышко.

Солнце (Ксюша) Здравствуйте, а вот и я! Все ребята солнце знают,

Солнце очень уважают, солнце светит ярко и под солнцем жарко!

Солнце всех важнее! Солнце всех нужнее!

Тучка.  Солнце, солнце! Подожди, на меня ты посмотри (Кружится)

У меня внутри вода, а вода нужна всегда,

Значит я – важнее, значит я – нужнее!

Ведущий. Успокойтесь, успокойтесь и, пожалуйста, не ссорьтесь!

Лучше в пляску становитесь, с нами вместе веселитесь.

Пляска, если не лениться, нам поможет помириться!

Пляска «Поссорились – помирились»

Солнышко и тучка. Ну, спасибо, малыши! Мы плясали от души!

Стихи.

Игра «Раз, два, три, грибочки собери»

Песня «Под зонтиком» (девочки с зонтиками»

Ведущий.  Мы на празднике у нас пустимся, конечно, в пляс!

Пляска «Топни ножка, моя»

Ведущий.  Еще вчера кружилась и падала листва,

И небо было чисто и зелена трава,

А вот теперь морозы и солнца больше нет

И в небе белым пухом кружится первый снег!

Но мы не унываем, и в садике любимом свой праздник отмечаем!

Песня «Поезд»

Ведущий. Вот и подошел концу наш праздник, спасибо всем.

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

 

 Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.

                                                     

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»

Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

 

Дидактическая игра «Что растёт на грядке».

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.

Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

Воспитатель:

Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

 

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку, солью)

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)

Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный)

Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».

Есть у нас огород

Там своя морковь растёт…

Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.

 

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Цель: Нахождение предметов по сходству.

Ход игры

Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех де­тей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «По­дул сильный ветер. Все листочки полетели».

Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.

   

Дидактическая игра «Какое время года»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

 

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

   

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

Цель: развитие умения замечать изменения в природе.

   

Беседа «Какая сегодня погода»

Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

   

Беседа «Дары осени»

Цель: формирование представлений о здоровой пище.

   

Беседа «Как изменилась одежда людей»

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.

 

Рассматривание картин «Прогулка в лесу»

Цели: 

Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

 

Рассматривание картин «Уборка урожая»

Цели:

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

 

Составление рассказа по картинке «Осень в лесу»

Цели:

Расширять знания детей об осени, как времени года.

Расширять представления детей о деревьях и диких животных.

Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь.

Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.

Развивать фонематический слух.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Загадки об овощах

 

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

 

Не книжка,

А с листьями. (Капуста)

 

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

 

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

 

Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

 

Летом — в огороде, свежие, зеленые,

А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

   

Подвижная игра «Листопад»

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)

Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

   

 

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

   

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

 

Подвижная игра «Собери урожай»

Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

 

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик, 

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали 

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики)

 

Пальчиковая игра «Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. 

 

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние,                   
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

 

 

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

 Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

 

Физминутка «Ходит осень по дорожке»

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

 

Стихи

А. Блок «Зайчик»

 

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!

   

А. Босев «Дождь»

 

Тёплый дождик лил да лил,

Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечни,

Вымыл ягоды-черешни...

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко

   

 З. Александрова «Дождик»

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! -
Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти
В тёплом дождике кусты…

Дождь плясал по огороду,
Поливал на грядки воду,

Тучу - лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо,
Что сегодня дождик шёл!

 

 К. Бальмонт «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

 

Алексей Плещеев «Осень»Хочу такой сайт

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

 

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

 

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

 

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

 

 

Ю. Тувим «Овощи»

 
 

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох! 

     

 

 

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все верш­ки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погру­зил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.

 

Конспект НОД по рисованию на тему: «Разноцветные листья»

 

Цели: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, картинки, магнитная доска, мольберт, салфетки.

 

Ход занятия

1.      Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

Воспитатель: как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

2.      Дидактическая игра «Разноцветные листочки»

Воспитатель: на прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки – разноцветные листья).

Проведение игры.


Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к доске зеленые, затем красные и желтые листья.

 Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).

После игры воспитатель проводит физкультминутку.


Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.


Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".

Воспитатель: сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?


Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и


нарисовать его на листе бумаги. 

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.

4. Итог занятия.

Воспитатель: посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ «ГРИБЫ ДЛЯ ЕЖИКА»

 

Цель: формирование интереса к продуктивной деятельности (лепке).

Задачи:

• закреплять умения работать с пластилином, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар;

• закреплять умения детей лепить предметы, состоящие из двух частей «грибочки», соединять их путём прижимания друг к другу;

• развивать детское творчество, самостоятельность;

• воспитывать любознательность и аккуратность.

• содействовать развитию положительного эмоционального отклика на просьбу о помощи

Способы: организационный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картинок с изображение грибов, похвала, дидактическая игра «Верно-неверно», физкультминутка «В лес гулять мы пошли», сюрпризный момент, показ приемов лепки, пальчиковая гимнастика «Грибы», продуктивная деятельность, музыкальное сопровождение, рефлексия.

Средства: пластилин, картинки с изображениями грибов, клеёнки для лепки, салфетки для вытирания рук, игрушка Ежик, музыкальный центр.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации «Осенний лес», дидактическая игра «Грибы в корзинке», рассматривание муляжей грибов.

Ход занятия:

Приветствие

Дети по очереди называют себя и становятся на коврик«Я Миша – я здесь» и т. д. Потом говорят – «все здесь, здравствуйте» — и садятся на ковёр.

Вступительное слово воспитателя

В. Наша Родина – это поля, реки, озера и, конечно же, леса. Ребята, давайте вспомним, что растёт в лесу?

Дети: Деревья, кусты, ягоды, грибы.

Воспитатель: правильно, молодцы!

Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы поговорим сегодня.

В лесу стоит Алёшка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается (Гриб.)

Беседа о грибах

В. (показывает картинки). Давайте вместе вспомним, какие грибы растут в наших лесах?

Дети: Боровик, подберёзовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, мухомор.

Воспитатель: чем похожи грибы?

Дети: у них есть шляпка и ножка.

Воспитатель: чем отличаются?

Дети: Цветом, бывают большие и маленькие….

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, все правильно говорите!

(Обобщает).

У всех грибов есть шляпка, ножка, корень (грибница) – в земле. А отличаются грибы по цвету, форме, размеру. Бывают съедобные грибы и ядовитые (опасные для людей).

Что можно делать со съедобными грибами?

Дети: варить, солить, жарить, сушить, консервировать.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть! Вы любите играть?

Дети: да!

Игра «Верно – неверно»

Воспитатель: если я говорю правильное высказывание, вы говорите «Да-да-да» и киваете головой. Если вы не согласны – «Нет-нет-нет»Грибы растут в лесу.

Все грибы – съедобные.

Грибы можно есть сырыми.

Грибы умеют расти.

Все грибы в лесу одинаковые.

Грибы растут на кустах.

Из грибов варят варенье.

Воспитатель: Ребята, какие вы внимательные!

-А сейчас я приглашаю вас в осенний лес. Хотите?

Дети: да!

Физкультминутка «В лес гулять мы пошли»

В лес гулять мы пошли (маршируют)

Вброд ручей перешли. (высоко поднимают коленки)

У ручья растут цветы

Небывалой высоты. (руки вверх, тянутся на носочках)

Посмотри по сторонам, (руки на пояс, повороты головы)

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малину (наклоняются вправо-влево)

И клади её в корзину.

Крепкий беленький грибок (приседают)

Мы положим в кузовок.

Мотивация

Воспитатель: ой, ребятки, посмотрите, под кустом сидит ежик. Вот только он почему-то очень грустный.

-Ежик, почему ты грустишь?

Воспитатель (от лица ежика): Ребята, я целый день бродил по лесу, но так и не нашел ни одного грибочка. А я их так люблю!

Воспитатель: не переживай ежик, мы тебе поможем!

-Поможем, ребята?

Дети: да!

Воспитатель: мы слепим грибочки для ежика из пластилина!

Показ приемов лепки

Воспитатель: посмотрите ещё раз на картинки. Мы уже говорили с вами, что грибы одинаковые по строению — у них есть шляпки и ножки. Но они разные по цвету. Давайте сделаем с вами разные грибы и подарим нашему ежику.

(воспитатель раскладывает картинки с изображением разных видов грибов по столам.)

Воспитатель: чтобы сделать шляпку гриба, нужно скатать из пластилина (нужного цвета) шарик, затем сплющить его в виде тарелочки, выгнуть, чтобы получилась чаша. Для ножки раскатать валик из пластилина белого цвета. Прежде чем приступить к лепке, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,  (Загибают по одному пальчику)

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Продуктивная деятельность

Звучит мелодия «Голоса леса» (дети лепят, а воспитатель помогает затрудняющимся детям)

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, какие замечательные грибочки у вас получились! Давайте соберем их в корзину и подарим ежику!

Воспитатель (от лица ежика): спасибо вам ребятки, я очень доволен. Теперь этих грибочков хватит всей моей семье.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой ежик стал веселый! Как вы думаете, почему?

Дети: Мы ему слепили много грибов, ему с нами было весело….

Воспитатель: Ребята, а что вам сегодня понравилось на занятии?

Дети: лепить грибы, играть в игру «Верно-неверно», путешествовать по лесу и т. д.

Воспитатель: мне очень понравилось то, что вы с радостью помогали ежику. Молодцы!

-А теперь ребятки, давайте проводим нашего ежика в его осенний лес.

-До свидания, ежик(дети прощаются с ежиком)

   

Конспект ОД по рисованию «Картошка и свекла»

 

Цель: научить детей рисовать и закрашивать округлые формы: развивать умение работать с кистью.

Задачи:

Учить детей рисовать и закрашивать округлые предметы.

Закреплять умение пользоваться гуашью, держать правильно кисть. Развивать речь и мышление.

      Воспитывать уважение к труду взрослых.



Демонстрационный материал: натуральные овощисвеклакартофель, игрушечный заяц.

Раздаточный материал: альбомный лист, краски, кисть, стаканчик с водой, салфетки.

Ход ООД.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас кой-что есть. Это волшебный мешочек. В нем что-то лежит. Попробуйте на ощупь отгадать, что там находится.

Скажите, что это за овощи? (Дети называют).

Сейчас я расскажу вам, как выращивают овощи.

Сначала распахивают землю. Сажают семена в лунки (ямки). За растущими овощами нужен уход. Их поливают, пропалывают от сорняков. Рыхлят землю. Затем осенью собирают урожай.

Воспитатель: А сейчас мы с вами соберем овощи

Игра “Собери овощи” ребята собирают овощи и называет их.

Воспитатель: значит, мы сегодня будем рисовать овощи: картошку и свеклу. Присаживаемся на стульчики.

(Воспитатель включает спокойную музыку для рисования).

Перед вами лежат листочки, кисточки и краска.

Воспитатель: кисточку нужно держать в правой руке, вот так (показывает). Кисточку обмакиваем в стаканчик с водой и набираем краску только на ворс. Вот так надо «примакивать» (прижимать) ворс боковой стороной, распределяя мазки по всему листу.

Сначала мы нарисуем с вами картофель.

Попробуйте сами нарисовать сначала сухой кистью, затем краской на листочке.

Молодцы, ребята. А теперь попробуем нарисовать свеклу.

Какие части есть у свеклы? (хвостик и корешок).

Воспитатель: спасибо вам, ребята, за работу! Посмотрите, как красиво у всех получилось. Что ты рисовал (а)? (картофель и свеклу). А чем мы рисовали? (кисточкой и краской).

 

 

Конспект ОД по аппликации «Грибочки»

 

Цель: учить изображать грибы в технике аппликация, составлять из готовых элементов образы, контрастные по размеру.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение различать детали аппликации по форме и цвету.

Развивающие:

-Развивать чувство цвета, величины.

-Развивать навыки аккуратно приклеивать детали на середину листа.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, желание её беречь и охранять.

Материал и оборудование: изображение грибов образец аппликации; заготовки деталей грибов, 1/2листа, клей-карандаш, клеенка, салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседа о грибах, рассматривание изображений грибов, уточнение представления о строении грибов (ножка и шляпка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, слушайте внимательно.

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая.

Дети: гриб.

Воспитатель: правильно, это гриб! А вы знаете, что грибы бывают разные. Съедобные и несъедобные (ядовитые).

Послушайте еще одну  загадку:

Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки — с глинкой.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: это какой гриб, съедобный или несъедобный?

-Какие вы еще знаете съедобные грибы (подберезовики, опята, маслята, подосиновики, шампиньоны, сыроежки)

Воспитатель: молодцы!

-А что есть у гриба(шляпка и ножка).

Воспитатель: правильно! Отгадайте ещё одну загадку

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке белые горошки.

Воспитатель: - Да, правильно ребята, мухомор! (Показываю мухомор)

Он очень красивый, но и очень ядовитый гриб. Ножка мухомора белая, в белой пушистой юбочке. Шляпка – ярко- красная, в белых пятнышках- чешуйках. Если ты увидишь мухомор в лесу, не топчи и не уничтожай его! Мухоморами в лесу лечатся некоторые птицы и звери, например лоси.

Ребята, есть еще много несъедобных грибов, вот некоторые из них: бледная поганка, опенок ложный, сыроежки несъедобны).

Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали все загадки и мы узнали, что есть съедобный гриб-подберезовик, а мухомор - ядовитый гриб, но запомните ребята.

Основные правила:

За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.

На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.

Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.

Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.

Воспитатель: ребята а хотите сделать необычные грибы?

А как называются, эти грибы, вы должны угадать

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

– Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот белый… (Боровик.)

Воспитатель:

Нам предстоит трудная работа, но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «За грибами»

Утром дети в лес пошли /Шаги с высоким подниманием колен. /

И в лесу грибы нашли. /Размеренные приседания. /

Наклонялись, собирали, /Наклоны вперед. /

По дороге растеряли». /Ритмичное разведение рук в стороны. /

А теперь я предлагаю вам сделать вот такую аппликацию «Грибочек». Как это делать я вас сейчас научу. Проходите, садитесь на свои места. (Дети садятся за столы, где для них приготовлен листа, вырезанные детали грибов, клей, салфетки).

Прежде чем мы приступим, сделаем пальчиковую гимнастику.

«Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.)

Грибок наш состоит из двух частей – ножки и шляпки. Сначала мы берем ножку и выкладываем на середину. Затем берем шляпку и прикладываем поверх ножки. Смотрим, аккуратно мы все приложили. Если не ровно, нужно поправить, чтобы гриб был красивый. Теперь можно приклеивать. Берем ножку гриба, намазанную клеем ножку аккуратно прикладываем на середину листа. Затем намазываем клеем шляпку и аккуратно приклеиваем поверх ножки. Лишний клей осторожно вытрем салфеткой. Наш гриб готов. (Воспитатель подсказывает, помогает детям, которые затрудняются выполнить работу.) Готовые работы выкладывают на стол.

Итог. О чем мы сегодня говорили? Что сегодня делали? Понравилось занятие?

 

Прогулка «Что нам осень подарила»

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о раститель­ном мире; о том, где что растет.

Ход  прогулки. В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень.

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, по­смотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, лас­ково солнышко улыбается — это все нам осень подарила. А теперь по­смотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласко­вое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка — все нам по­дарила осень».

Затем обращает внимание детей на опавшие листья. Дети хо­дят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы — все нам подарила осень.

Взрослый ведет детей к цветочной клумбе, затем к яблоне. Дети вспоминают какая яблоня была весной, летом, отмечают какая она осенью.

Дети подводят итоги: «И овощи, и фрукты, и ягоды — все это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!».

Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть.

Трудовая   деятельность: собрать опавшую листу

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные   игры:

«У медведя во бору»

Цель: учить детей действовать согласно словам текста. Материал: крупная мягкая игрушка — медведь.

Подвижная игра «Листопад»

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Выносной   материал: корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, каран­даши, совочки, машинки


Консультация для родителей

«Как одеть ребёнка осенью»

 

Детство – это неповторимое и волшебное время, и в нем нет ни пасмурных дней, ни пронзительных ветров, ни холодного дождя. Для ребенка нет преград в виде осенней слякоти - его тянет на улицу, где он любит играть в любое время года и при любой погоде. Для нас же, для взрослых, осень ассоциируется с промокшими ногами, сопливым носом и горячим лбом. Но давайте радоваться жизни вместе с детьми, ведь, как пелось в известной песне: «у природы нет плохой погоды!» А чтобы вы были спокойны - мы вам расскажем, как одеть ребенка осенью, чтобы он не подхватил простуду и, не дай Бог, не заболел.

Как одеть ребенка осенью? Верхняя одежда. 

Родители часто забывают золотое правило «не навредить» и, основываясь на своих ощущениях, часто слишком кутают ребенка, надевая на него кучу одежды, порой совершенно забывая, что дети, в отличие от взрослых никогда не стоят на месте, а постоянно двигаются, бегают и прыгают. Конечно, если речь идет о младенце, который всю прогулку спит, на тепло, полученное от движений, рассчитывать не приходится, но ведь он находится в закрытой коляске, куда ни ветер, ни холод, ни капли дождя не проникают. Поэтому самое главное осенью - это непромокаемая и непродуваемая верхняя одежда. Вообще, в идеале для того, чтобы постоянно не ломать голову, как одеть ребенка осенью, вы должны иметь несколько вариантов верхней осенней одежды на любую погоду. Это ветровка - для сухой и теплой погоды, плащ-дождевик - для прохладной и влажной и теплая куртка - для холодов и ветра. Все эти вещи должны быть непромокаемыми, а также иметь водоотталкивающие свойства, о наличии которых можно прочитать на ярлычке. Покупая куртку или пальто для своего малыша, учтите, что непромокаемая одежда бывает прорезиненной и мембранной. Первая – это, проще говоря, одежда, изготовленная с использованием резины. В таких вещах дети потеют, потому что прорезиненные вещи совершенно не пропускает воздух. Второй тип - это мембранная, в отличие от прорезиненной, позволяет коже дышать. Мембранные курточки бывают: водонепроницаемые - такие вещи необходимы, если ваше чадо собирается сидеть в луже и гулять под проливным дождем - чего ни один родитель сделать не позволит; и водоотталкивающие - такие вещи отлично подойдут для прогулки во время мелкого дождя и в сырую погоду. 

Вывод: самым лучшим вариантом для решения проблемы, как одеть ребенка осенью, станет мембранная водоотталкивающая ветровка или, в зависимости от погоды, теплая куртка на флисе, обладающая теми же свойствами, что и ветровка. 

На случай необходимости передвижения ребенка во время дождя - купите плащ - дождевик. Этот тип верхней одежды, как правило, шьется из водонепроницаемой ткани яркой окраски и надевается поверх основной куртки в виде балдахина. 

Еще несколько правил: необходимо, чтобы все швы, завязки, резинки и пуговки на верхней одежде ребенка были хорошо прошиты и пришиты, замки - без проблем открывались и закрывались, а застежки - исправно выполняли свою функцию. Кроме этого, у куртки непременно должен быть капюшон, а талия и манжеты рукавов должны плотно прилегать к телу ребенка и иметь резинку.

Как одеть ребенка осенью? Одежда под куртку.

В качестве идеальной одежды осенью выступает водолазка. Эта вещь плотно прилегает к телу и отлично закрывает горло. Водолазки бывают трикотажными - на случай теплой погоды, и шерстяными - на случай прохладной погоды. Единственное замечание - дабы избежать появление на теле ребенка раздражения и покраснения, обязательно надевайте под водолазку нательную майку или футболку. Хорошей альтернативой водолазке станет рубашка или джемпер с длинными рукавами и жилет. 

Штанишки же должны быть средними по толщине. Не нужно надевать слишком тонкие или, наоборот, слишком толстые зимние штаны. Лучше всего подойдет плотные непроницаемые брюки, возможно, и джинсы, имеющие утеплитель. На случай холодной погоды, вы должны иметь колготки или кальсоны, в зависимости от пола ребенка. 

Наверное, самая большая и довольно распространенная проблема - как одеть ребенка осенью так, чтобы спина не оголялась. Подобная ситуация часто мучает родителей. Наденьте под кофту удлиненную нательную майку или длинную водолазку, а еще лучше - вместо джинс используйте комбинезон на лямках - и вы навсегда забудете о том, что когда-то ваш ребенок «светил» голой спиной.

Как одеть ребенка осенью? Обувь. 

При решении проблемы, как одеть ребенка осенью, помните, что осенняя погода и слякоть неотделимы друг от друга. Поэтому вполне возможно надеть резиновые сапоги. Но имейте в виду, что ноги в такой обуви не дышат, поэтому использовать ее можно не более 2-х часов в день. Чтобы резиновые сапоги, ко всему прочему, не были еще и холодными, покупайте их с утепленным войлоком, а еще лучше - со съемными вкладышами. Самым же идеальным вариантом считаются мембранные ботинки – они прекрасно сохраняют тепло, пропускают воздух, а влагу - отталкивают. 

Как одеть ребенка осенью? Аксессуары.

Не забывайте и о перчатках, легком шарфике и не слишком толстой шапочке – немного заботы, и вы спокойны, потому что ваш ребенок прекрасно защищен от ветра, холода и влаги.

Главное условие для защиты ваших детей и для вашего спокойствия - все вещи, которые вы надеваете на ребенка осенью, должны быть из натуральной ткани, они должны хорошо пропускать воздух, сохранять тепло и отталкивать влагу. И еще - вспомните себя, хоть ненадолго, вернитесь в детство и дайте насладиться им своим детям в полной мере!



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Консультация для родителей

«Экологическое воспитание в семье»

 «Семья — это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»

                                                                                                                                                                                                                        Сухомлинский В.А.

   

Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю,
уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.

Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых
бьются сотни учёных не один десяток лет, хотелось бы обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина, выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.

Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём
сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.

Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования,
безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание.

Но, несмотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого
человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое
воспитание дошкольников в семье.

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше
переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям
выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но

что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?

Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но

ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в
будущее окружающей среды.

Итак, можно выделить 3 основных задачи семьи для полноценного
экологического воспитания дошкольника:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к
соблюдению норм поведения в природе и обществе.

Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать

ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто

научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества,

конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном
поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а
значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и
совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию

должен видеть мой ребёнок?

2. Воспитание этических и эстетических чувств.

И тут всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться

природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы, вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе
столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться
бесконечно.

3. Формирование познавательных и творческих потребностей.

Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо

сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о

нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть
решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?
Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе
дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он
способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.

В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных
технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора.

Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой,
пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть
совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью
этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а
увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.

Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в
магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую
взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.

Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже
перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну, а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к
ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое

уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это
чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и
богатством.

         

Консультация для родителей

«Правила поведения на природе»

 

Для сохранения целостности связей живого со средой обитания следует оставлять животных и растения в привычных условиях, к которым они приспособились.

Птицам для полёта нужен простор. Им тяжело приспособиться к домашним условиям, поэтому они быстро гибнут. Все животные живут
группой или семьёй, поэтому не нужно разрушать эту семью. Необходимо
пресекать неправильное поведение сверстников, уметь объяснить, почему
нельзя выносить животное или растение из привычной среды обитания.

Жизнь растений и животных изменяется по сезонам. При общении с
живыми существами важно учитывать особенности их сезонного состояния.

Зимой растения очень хрупкие и незащищённые, чем летом, и для них
небезопасно, когда дети играют близко к ветвям, располагают снежные городки на месте цветника, газона, огорода. В этом случае ветки деревьев легко
ломаются, а почва плотно утрамбовывается, зимующие почки повреждаются.
Животные, особенно черепахи, ежи, хомячки, в зимний период малоподвижны или находятся в спячке. Не следует их тревожить, заставлять двигаться более
активно. В весенний период животные наиболее подвижны, а нередко и
агрессивны, некоторые даже могут кусаться. Этому должны научить ребёнка
взрослые.

Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам,
удовлетворять их потребности с учётом времени года:

Зимой:

- изготавливать кормушки и подкармливать птиц, в сильные морозы 3 раза в
день, после снегопада обязательно очищать кормушки от снега;

- корни кустов и деревьев засыпать снегом;

- реже поливать комнатные растения;

- животных подкармливать витаминной пищей.

Весной:

- изготавливать для птиц скворечники и развешивать их во дворах, парках для
привлечения птиц;

- убирать перегнившую листву;

- подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;

- к кустам подсыпать землю;

- производить посадку семян вместе с детьми;

- высаживать растения на клумбы.

Летом:

- поливать растения на огороде и клумбах;

- растения пропалывать и прореживать;

- рыхлить землю;

- в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.

Осенью:

- собирать семена растений для посадки на следующий год;

- подкармливать многолетние растения;

- корни растений укрывать на зиму;

- готовить кормушки для птиц.

Одно из важных правил, это забота о своём здоровье (зимой тепло
одеваться, не пить холодную воду на улице, не есть снег, закрывать двери в

помещении, чтобы сохранить тепло; весной и осенью стараться не промочить
ноги, летом не перегреваться на солнце).

Выполнять правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для сезона: при граде быстро спрятаться под навес, при гололёде не бегать,

смотреть под ноги и идти мелкими шагами, либо обходить обледенелые места.

Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей,
взаимосвязанный с другими. Давайте, будем соблюдать правила, предписанные

нам природой.



                                                       

Просмотров всего: , сегодня:

Ахмерова проект Золотая осень.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 30.06.2022

Дата обновления: 30.06.2022

Дата публикации: 30.06.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».