КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОЛУЧАЯ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ И ОТВЕЧАЯ ИНТЕРЕСАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА? ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ИГРАТЬ И КАК ИГРА СВЯЗАН С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ?

11.12.2018

КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОЛУЧАЯ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ И ОТВЕЧАЯ ИНТЕРЕСАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ  РЕБЕНКА?

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ИГРАТЬ И КАК ИГРА СВЯЗАН С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ?

Методика Floortime (для родителей)

         Игра - короткое слово, но сколько в этом слове философии, эмоции и энергии. Многие

родители и специалисты боятся его, некоторые не могут представить существование без игры.

          Почему мы боимся играть? И почему нас так притягивает волшебство игры?

Игра – это не только любимое занятие детей и ведущий вид деятельности дошкольников,

она очень важна для развития личности. Именно в ней формируются основные

новообразования, развитие коммуникации, речи, логического и творческого мышления,

освоение социальных правил. В игре ребенок учится справляться со своими чувствами,

эмоциями, проживает и решает сложные, запутанные ситуации. Кроме этого, игра обучает

ребенка самопомощи. Игра необходима для детей, она приносит им удовольствие, восторг и  счастье. Такой эмоциональный настрой создает фундамент для здорового развития, а это

позитивно как с точки зрения психологического, так и физиологического развития.

Не существует детей, которые не любят играть, но есть такие, для которых игра - это

тяжелая, запутанная и непонятная деятельность. Они боятся открыть свой внутренний мир

другим, боятся сделать шаг вперед и переступить через трудности. Такие дети замыкаются,

закрываются и прячутся от окружающего мира и даже от близких им людей – родителей.             

          Для  того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их  индивидуальность и понимать систему отношений – все это входит в концепцию DIR. Ее часто именуют методикой Floortime. Floortime – это основополагающая стратегия в рамках концепции  DIR.

        Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под

названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на уровне

ребенка») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.

Стенли Гринспен (1941 – 2010) – крупнейший в мире специалист в области изучения и

коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми

раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения

развития. Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на    двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира.

             Работа над внешними сторонами поведения и симптомами - это не главная цель терапии

в рамках концепции DIR и методики Floortime. В первую очередь внимание уделяется созданию  фундамента для здорового развития. Благодаря данному подходу, дети овладевают ключевыми  способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к теплым, приятным отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и, в различной степени, логическому, творческому и абстрактному мышлению.

Для  многих детей, которые занимались по данной методике, открылись новые возможности, они  приобрели способности, которые считались для детей с РАС недостижимыми. У них появились теплые и близкие отношения с семьей и сверстниками, развились сложные речевые навыки. Они стали справляться не только с учебными дисциплинами, но и приобрели такие интеллектуальные способности, как спонтанное мышление, умение рассуждать, понимать рассуждения, научились сопереживать другим.

        Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной

для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой

руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить  игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома. Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии (в отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов).

Floortime – это центральный элемент концепции DIR. У Floortime есть две основные

задачи:

1. Следовать за ребенком или использовать его естественные интересы.

2. Ввести ребенка в наш мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном

мире с нами.

Цель программы – продвижение ребенка вверх по лестнице развития.

Floortime – это процесс, в ходе которого Вы с ребенком постоянно чему-то учитесь.

Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он

делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его

интересов. Создать причину, по которой ребенок захочет с Вами играть, поэтому для начала

нужно приглядеться к нему и выяснить, в чем состоит его истинный интерес. Например, если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию  порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, Вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант – улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае у Вас может зародиться взаимодействие. Когда ребенок увидит, что Вы не хотите его прерывать или менять что-то в его  порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть,  станете ли Вы продолжать его игру. Рассматривайте себя, прежде всего, как участника игры!

         Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что Вы собираетесь прервать его занятие, он пустит Вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится.

Не забывайте об актуальном уровне развития ребенка. Родители часто испытывают

разочарование из-за того, что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть.

Если Вам в голову приходит такая мысль, значит, Вы не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним расширять данные действия. Например, если малыш играет с животным и неожиданно начинает двигаться, не спешите, проверьте, может быть, ему захочется, чтобы рядом были другие животные, и Вы сами не заметите, как начнете уже вместе формировать стаю или кормить их. Не думайте о том, что делать дальше, а заботьтесь о том, чтобы оставаться в игре, которую придумал Ваш ребенок – это очень важно, если Вы хотите углубить и расширить его интересы или занятия.

Основные правила игры по принципам FLOORTIME.Хочу такой сайт

1. Начинайте игру с любимых предметов или действий, даже если это неодушевленные

сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.

2. Будьте артистичными в подстройке под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и

не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и Вы

тоже должны получить удовольствие от такого взаимодействия!

3. Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним

играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки,

волосы и даже зубки. Обратите внимание – если ребенок не говорит, или только начал

осваивать речь, то Ваша собственная речь не должна быть сложно построенной –

используйте для общения отдельные слова или простые предложения.

4. Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы

необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли

шалаш для куколки, оденьте миску, как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).

5. Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими

детьми.

6. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только

вас.

7. Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на

разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы

новых навыков. Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не  нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Или он чувствителен к прикосновениям – тогда и игры будут без непосредственных соприкосновений. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку.

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

● Эмоциональный контакт с малышом

● Взаимодействия в диалоге

● Удовольствие от общения

● Улучшение саморегуляции

● Гармонизация сенсорной сферы

● Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)

● Понимание и управление личными эмоциями

● Умение решать социальные задачи в необычной ситуации

● Умение идти на компромисс

● Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)

● Развитие самосознания и самооценки

● Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей

● Построение Я-концепции.

● Флортайм реализуется в работе с:

1. Детьми с аутизмом

2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.

3. Детьми с трудностями адаптации и социализации

4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что

некоторые дети играют по-особенному.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.12.2018

Дата обновления: 11.12.2018

Дата публикации: 11.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».